Наш альманах - тоже чтиво. Его цель - объединение творческих и сомыслящих людей, готовых поделиться с читателем своими самыми сокровенными мыслями, чаяниями и убеждениями.
Выпуск шестой
Сибирь – Казахстан
Патриотизм живой, деятельный именно и отличается тем, что он исключает всякую международную вражду, и человек, одушевлённый таким патриотизмом, готов трудиться для всего человечества, если только может быть ему полезен.
Николай Александрович Добролюбов
Сеит Каскабасов[1]
ЕВРАЗИЙСКАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ СОХРАНЕНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО СОГЛАСИЯ
Вот уже 14 лет Казахстан
живёт как суверенное, независимое государство, в котором царят политическая
стабильность и межэтническое согласие. Огромная заслуга в этом, несомненно,
принадлежит первому Президенту республики Нурсултану Назарбаеву, который
проводит взвешенную национальную политику. Велика также роль Ассамблеи народов
Казахстана, объединившей в единое ядро национально-культурные центры, играющие
активную роль в развитии языков и традиций живущих в Казахстане народов и национальностей.
Наряду с этим немаловажное
значение в сохранении межэтнического согласия имеет евразийская ментальность,
присущая двум ведущим этносам страны – казахам и русским, от психологического
настроя которых многое зависит в политической жизни нашего государства.
В менталитете этих двух наций наличествует много общего, выработанного не только историческими и культурными обстоятельствами, сформированными многовековой их совместной жизнью. Общая для них ментальность является также плодом условий их жизни, протекавшей на огромных просторах Евразийского континента, с его бескрайними степями и лесами, требовавшими от людей неимоверных усилий и энергии, чтобы обеспечить себя какой-нибудь достойной жизнью. Именно это сформировало в течение многих тысячелетий т.н. евразийскую ментальность, рудименты (реликты) которой наиболее отчётливо сохранились в психологии, характере и поведении современных казахов и русских.
Суть евразийской ментальности следующая:
– примат коллективного над индивидуальным;
– примат духовного над материальным;
– толерантность и терпимость;
– открытость и доверчивость;
– непритязательность и неприхотливость.
Вот основные черты характера
и психологии двух евразийских этносов, помогающие им жить дружно и в ладу между
собой в течение многих веков. Эта ментальность и ныне играет свою позитивную
роль в сохранении межэтнического согласия в нашем полиэтническом государстве.
Возникновение и формирование
у двух евразийских этносов такой ментальности обусловлено, с одной стороны, их
социально-исторической жизнью и географическо-климатическими условиями.
Как известно, древние
славяне, чтобы обеспечить себе жизнь, были вынуждены осваивать огромные лесные
массивы. И это долго сохраняло общинную жизнь и общинное землепользование,
продлившиеся до конца ХIХ века.
И у предков современных
казахов жизнь была нелёгкой. В бескрайних степях они тоже были вынуждены жить
общинно-родовым строем, и имели общинную собственность на землю. Такой образ жизни
сохранился у казахов до 20-х годов ХХ столетия.
Естественно, в таких
условиях у людей с детства развивалось и оставалось на всю жизнь чувство
коллективизма, ставившее интересы общины или рода выше собственных,
индивидуальных. Все свои поступки люди подчиняли и сверяли с общепринятыми в
общине нормами и не выходили за их рамки. Индивидуальное было загнано во внутрь
человека и всегда отвергалось, порой и каралось обществом. Такое положение дел
имело место при советском строе, где интересы государства, коллектива ставились
выше индивидуальных. Это тоже в какой-то мере сыграло роль в сохранении евразийского
примата общественного над индивидуальным.
И если в недавнем прошлом
примат коллективного над индивидуальным воспринимался как негативное явление,
то в настоящее время, надо признать, он имеет объективно позитивную роль.
Именно эта черта характера позволяет людям сознательно ставить интересы
общества выше своих, подчинять свое эго общепринятым нормам поведения и жизни в
государстве.
Замечательным качеством в
евразийской ментальности является примат духовного над материальным, и оно
тесно связано с менталитетом, ставящим коллективное выше индивидуального.
Указанное качество также сформировано условиями жизни предков современных
казахов и русских. Древние степняки, жившие в жестоких климатических условиях,
выработали в себе стойкий характер, позволявший им выносить любые невзгоды, не
обращая внимания на нужды и мелочи жизни. В жестокой борьбе за жизнь им не было
надобности собирать материальные блага и заниматься скопидомством. Они не были
притязательными и прихотливыми, довольствовались тем, что имели. Вместо
материальных благ они предпочитали духовное богатство, создавали множество
интересных сказаний, обычаев и традиций, которые не только украшали, но и
регламентировали их социальную жизнь, нормы поведения и поступки.
То же самое можно сказать и
о предках современного русского народа. Вырубка больших лесных массивов и
обработка очищенных от леса земель происходили в жесточайших климатических
условиях. Славяне также заботились больше о духовной сфере жизни, нежели о
накоплении материальных богатств. Огромное количество народных сказаний и
суеверий о леших, русалках, о богатырях и крестьянах свидетельствует о том, что
и русский народ ставил духовное начало выше материального. Непритязательность и
неприхотливость – тоже одна из черт характера русской нации.
Для евразийских народов, живущих не в глубинной Европе и Азии, характерны толерантность, открытость и доверчивость. Эти черты характера особенно ярко обнаруживаются в менталитете казахов и русских. Терпимость к чужим религиям, к разноязыким соседям является следствием открытости и доверчивости обоих народов. Конечно, и эти качества имеют свои историко-социальные корни. Ещё в раннем средневековье в Казахстане мирно уживались люди, проповедовавшие ислам, христианство, буддизм и иудаизм. В нашей стране никогда не было конфликтов, вызванных религиозной нетерпимостью. И в России русское православие не изгоняло людей иной веры. Надо полагать, что такая толерантность также обусловлена огромными просторами Евразийского континента, подарившего своим жителям широту души и открытость, как сами просторы, доверчивость, как сама природа, подлинным детищем которой были евразийские народы.
Думается, что такая сформированная веками евразийская ментальность, как характерная черта евразийских наций, выступает в настоящее время одним из главных факторов сохранения межэтнического согласия в нашей стране. Она, евразийская ментальность, требует пристального внимания и глубокого изучения. Наша же задача заключалась в том, чтобы наметить основные аспекты этой проблемы и обратить на неё взоры специалистов.