Наш альманах - тоже чтиво. Его цель - объединение творческих и сомыслящих людей, готовых поделиться с читателем своими самыми сокровенными мыслями, чаяниями и убеждениями.
Выпуск восьмой
В мире сказок
Сказка – это когда женился на лягушке, а она оказалась царевной. А быль – это когда наоборот.
Фаина Раневская
Наталья Елизарова, Ирина Елизарова[1]
СКАЗКИ СОВРЕМЕННЫХ ПИСАТЕЛЕЙ ОМСКОГО ПРИИРТЫШЬЯ: ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ
В процессе формирования личности ребёнка художественной
литературе отведено одно из приоритетных мест. Из многообразия литературных
жанров сказка является мощнейшим средством эстетического развития. Именно
поэтому она так актуальна и активно используется воспитателями и
преподавателями начальной школы в работе с детьми.
Говоря
о роли мировых и отечественных сказок в педагогике, нельзя не затронуть вопрос
о воспитательном значении сказочных произведений местных авторов, которые также
несут огромную эстетическую нагрузку. Ребёнка с самого детства необходимо
приобщать через печатное и устное слово к культуре родного края. Освоив в
детстве литературное краеведение, ребята лучше поймут отечественную и мировую
литературу.
Авторов,
пишущих для детей, среди современных писателей Омского Прииртышья немного, но
это известные в регионе имена; их произведения включены в школьную программу
Омска и Омской области.
Творчество
детской поэтессы Нины Саранчи ценно как с художественной, так и с
педагогической точки зрения. Интересное содержание в органическом единстве с
безупречной отточенной формой – его отличительная черта. Ценность поэзии Н.
Саранчи заключается в том, что один из её главных действующих лиц – ребёнок.
Лейтмотивом стихов поэтессы являются поступки детей, которых не понимают
взрослые. Так, в стихотворении «Опять обидели» родители строго наказывают
своего маленького сына за испачканную одежду – для них он озорник и неряха, а
мальчик всего лишь, подражая гиппопотаму, пытается копировать его повадки. Н.
Саранча позволяет читателю увидеть ребёнка и глазами взрослых, и детским
взором: «Опять меня обидели, сурово наказали: в обед лишили сладкого и
подзатыльник дали. А я-то был хорошим и не шалил ни грамма. Лежал я в луже по
уши – играл в гиппопотама…» [4].
Аналогичная ситуация
встречается и в стихотворении «Творчество»; в нём читатель одновременно может
познакомиться и с бездельником, и с творческой личностью, отважно бросившейся
на штурм ямбов и хореев: всё зависит от того, под каким углом смотреть на юного
мечтателя: «Я лежу на полу, я смотрю в потолок, я, наверное, стану поэтом… Я
уроки никак приготовить не смог, потому что был занят сонетом» [4].
Нина Саранча – тонкий психолог,
чуткий знаток детской души. Она всем своим творчеством показывает: мир ребёнка
– особый, он малопонятен взрослому человеку. Взрослый в нём – чужак,
посторонний. Н. Саранча – автор, в котором живёт впечатлительный, ранимый, и в
тоже время озорной, жизнерадостный, способный заразить весельем окружающих,
ребёнок; благодаря этой особенности поэтесса предстаёт настоящим другом
малышей: она для них и равноправный участник игр и развлечений, и мудрый
старший товарищ. Её стихам присуща занимательность. Остроумные сюжеты
заинтересовывают юного читателя, вызывают у него вопросы, помогают строить
собственные суждения, позволяют выразить своё эмоциональное отношение к
происходящему, дать оценку поступкам героев. Стилистическая тональность
большинства её стихов – мягкая, добрая ирония.
Среди современных писателей
региона, пишущих для детей, популярностью пользуется поэтесса Эльвира Рехин.
Любое явление может для неё стать толчком к созданию сказочного сюжета: начинка
для пирога, капли дождя, ползущие по стеклу, или футбольный мяч. Для её стихов
характерны лёгкий игровой ритм, лукавая интонация, подвижность звучания,
которые легко запоминаются детьми и заучиваются. Такие стихи – забавные, с
хитринкой, воссоздающие живую ребяческую речь, а иногда и лепет, – можно
написать только при условии тесного контакта с детьми, наблюдая за их
поведением, прислушиваясь к разговорам, запоминая интонацию. У Эльвиры Рехин
богатый опыт общения с детьми: на протяжении многих лет она активно выступает
со своими стихами в детских садах и школах.
Художественное мастерство Э.
Рехин способствует тому, что сложные для ребёнка темы становятся доступными.
Стихотворение «Бакен», например, в непринуждённой, незатейливой манере знакомит
малыша с особенностями речной жизни, обогащает детский словарный запас новыми
словами: «А в хрустальном домике Проживают гномики. Вечером на речке
Зажигают свечки, Чтобы не было беды Пароходам
от воды…» [3, с. 17].
Через литературные произведения
автор знакомит детей с явлениями и событиями, выходящими за пределы их личного
опыта. Стихотворение «В Кунгурской пещере» рисует, с одной стороны,
фотографически точную картину, благодаря которой можно заочно лицезреть красоты
уральской природы, с другой стороны – волшебный, фантастический пейзаж: «В
загадочном местечке Идём впотьмах со свечкой, На стенах бахрома, Хрустальные
дома, То деревца из льдинок, То мощные дубы, Как будто поединок – И чудо на
дыбы. Здесь сговорились страхи, Живут и всех страшат, Ни ящерки, ни птахи, Ни
мух, ни лягушат. Такая здесь природа, Я видела сама, Противная погода, И каждый
день зима» [3, с. 36].
Стихи Э. Рехин осязаемы:
краски, звуки, запахи присутствуют в них так реально, что читатель невольно
ощущает свою причастность к происходящему. Эльвира Рехин сказочник и натуралист
одновременно. На страницах своих произведений поэтесса создала
мини-энциклопедию живой природы, благодаря которой можно почерпнуть многие
важные сведения: что герань – светолюбивый цветок, почему у ежа на спине
иголки, на какую наживку ловить рыбу. Без напыщенной дидактичности и назойливой
назидательности поэтесса прививает своему читателю умение замечать и ценить
красоту природы и в меру своих сил сохранять её богатства. Воспитательное
значение детской поэзии Рехин велико – оно несёт читателям знание.
Детский писатель Николай
Башкатов вводит ребёнка в красочный мир богатых художественных образов,
способных взбудоражить и расшевелить воображение ребёнка. Так, в стихотворении
«Страна Шарообразия» действие переносится в выдуманное государство; благодаря
своей композиционной и стилевой особенности произведение выполняет задачу не
только позабавить малыша: сходные эпизоды, повторение реплик сосредотачивают
внимание и способствуют запоминанию: «…В стране Шарообразии Европы нет и
Азии. В стране Шарообразии Везде одни шары. И девочки, и мальчики, И взрослые,
как мячики, И все-привсе животные: Шары, шары, шары… И дебри непролазные И те –
шарообразные, И даже лужи грязные – И те шарами в ряд. И белые и смуглые Здесь
ребятишки круглые, И круглые-прекруглые Все речи говорят…» [1, с. 34].
Прозаическая сказка Н. Башкатова
«Даритель счастья», повествующая о зайце, попавшем в западню к волку и лисице и
чудесным образом спасшемся от гибели, превратившись в солнечного зайчика, учит
детей нравственным основам жизни. В ней автор с юными читателями говорит о
человеческих пороках: страхе, глупости, хитрости, хвастовстве. Животные в этой
сказке имеют «говорящие» имена, в которые заложены характеристики персонажей:
трусливого зайца зовут Дрейф, хищного Волка – Острый Клык, изворотливую, лживую
лису – Хитрован; звери имеют ярко выраженный характер, повадки, привычки,
пристрастия, у каждого своя биография. Сказка Н. Башкатова, прославляя
находчивость и смекалку Дрейфа и осуждая вероломство Острого Клыка и Хитрована,
учит маленького человека выбору между плохим и хорошим поступком. Но, пожалуй,
самая сильная сторона этого произведения заключается в том, что оно содержит
чёткую психологическую установку, своеобразное руководство к действию – ни при
каких обстоятельствах не падать духом, не отчаиваться, не сдаваться, искать
выход из трудной ситуации.
Богатейшие воспитательные
возможности содержатся в сказках Александра Дегтярёва, основную черту
творчества которого наблюдательно подметил писатель А. Плетнёв: «В мире,
тонущем во зле, писатель Александр Дегтярёв в своих произведениях показывает…
что доброта в отношении друг к другу и есть самая мощная сила сопротивления
любому злу» [2, с. 7]. Произведения Дегтярёва пробуждают эмоциональную
отзывчивость на чужую боль, огорчение или, напротив, радость. Ярким тому
подтверждением является сказка «Недотрога», рассказывающая о Снежинке: «…среди
мириад узорчатых хлопьев, выделялась своей красотой одна Снежинка. Она была
больше других по размеру и наряднее своих подруг. Летала она плавными кругами и
светилась изнутри загадочным светом. Ей не хотелось падать под ноги прохожим,
чтоб не угодить на лопату дворника, и не лежать потом до самой весны в холодном
сугробе. Боялась она даже прикоснуться к тёплым ладошкам детворы, потому что
знала: сразу превратится в маленькую капельку воды и умрёт. За это и прозвали
её подружки недотрогой» [2, с. 82]. Но хрупкая и боязливая Недотрога, не
задумываясь, отдаёт жизнь ради того, чтобы укрепить дружбу мальчика и девочки.
Сказка «Любопытный Поршок»,
описывающая похождения воробья, которого мальчишки раскрасили под попугая, учит
маленького читателя доброму, заботливому отношению к братьям нашим меньшим.
Несмотря на комичность главного персонажа сказки и некую шутливость изложения,
автор устойчиво формирует в юных читателях ощущение необходимости бережного
отношения к окружающему миру, закладывает, фигурально выражаясь, основы
морального кодекса будущего взрослого человека, который несовместим с эгоизмом,
жестокостью, бездушием.
«Тевризские сказки» Татьяны
Стрельцовой можно порекомендовать для чтения школьникам. Они относятся к
разряду так называемых бытовых сказок. Произведения Стрельцовой передают быт и
обстоятельства народной жизни одного из посёлков Омской области – Тевриза. В
них нет лихо закрученной интриги, ярко выраженных положительных и отрицательных
персонажей, противоборства злых и добрых сил. Автор не стремится потрясти
воображение, ослепить читателя блеском художественного вымысла. У него другая
задача: донести мудрость благородного и разумного бытия, научить философскому
отношению к жизни.
Через систему сказочных образов
автором воссоздаются картины реальной действительности, современность мелкими
подробностями быта вплетается в сказочный сюжет и приближает его к читателям. В
сказках Т. Стрельцовой герои – обычные деревенские жители – оказываются по
соседству с персонажами, которых никогда не встретишь в реальной жизни: лешими,
домовыми, колдунами, ведьмами. В отличие от традиционных языческих духов они
более уязвимы, часто страдают от людских мыслей и поступков. Так, в сказке
«Плач домового», покинутый уехавшими в новый дом хозяевами, домовой горюет
из-за того, что его «забыли» при переезде, а сказка «В бане» повествует о том,
как дворовые (подчинённые домового, отвечающие за порядок на конюшне и в бане)
опечалились оттого, что хозяйка не сказала им спасибо за чистое мытьё.
Мифологические существа, если их сравнивать с живыми существами, более
человечны. В одной из сказок домовой по-братски делится пшеничной лепёшкой с
домовым из соседского дома, заболевшая хозяйка которого не смогла приготовить
еду, а соседи, будучи с ней в ссоре, много лет не навещали её. Сказка «Лепёшка
для домового» небольшая по объёму, но ёмкая по содержанию: в ней автор
поднимает тему духовной изоляции людей, осуждает равнодушие и эмоциональную
чёрствость. Стоит отметить, что тема одиночества, которую Т. Стрельцова
разрабатывает в своих произведениях, нехарактерна для сказочного жанра, – и в
этом, пожалуй, состоит новаторство автора. Но она несёт колоссальную смысловую
нагрузку и обосновывает психологическую мотивацию поведения персонажей: от одиночества
сходят с ума и убегают из дома в тайгу старики и старухи («Зов леса»),
одиночество – причина скверного характера и неблаговидных поступков: в сказке
«Расплёсканное счастье» ведьма Галюта превращает собственного внука в щенка.
Сквозной темой «Тевризских
сказок» является взаимодействие человека и природы, которая одухотворена,
стихийна, полна чарующей таинственности. Любуясь сказочными пейзажами
Стрельцовой, невозможно оставаться равнодушным созерцателем: «В то утро я за
грибами пошла, – неторопливо и сдержанно ведёт повествование автор в сказке
“На солнечной стороне”. – Дом сестры от леса недалеко. И сразу грибные
места. Вот я брела-брела по лесу, охотилась за грибами. И тут ложбинка на пути
попалась, по ней ручеёк течёт. Дальше я ещё никогда не ходила. А тут вдруг
решила посмотреть: какой там лес за ручьём? Здесь как раз два камешка в воде,
чтоб перейти и ног не вымочить. Перешла по ним и дальше отправилась. А лес
сразу какой-то неприветливый стал. Деревья высокие, солнце застят, шумят что-то
недоброе…» [5, с. 9] «Тевризские сказки» источают тёплую, умиротворяющую
ауру покоя, раскрывают своеобразие и неповторимость омской глубинки, дают
возможность сердцем прикоснуться к красотам сибирской природы.
Татьяна
Стрельцова, усвоив колорит народных сказок, следует в своих произведениях
особенностям народного описательного стиля: традиционным зачинам («жили-были»),
эпитетам («змея подколодная»), вкраплением устаревших слов или диалектов
(«баушка»). Метафоричный, лишённый какой-либо искусственности, язык её прозы –
это путеводная нить, позволяющая приблизиться к изучению народных традиций и
культуры прошлого.
Значение литературного краеведения в процессе воспитания подрастающего поколения нельзя недооценивать, поскольку только оно во многом позволяет обрести истинное понимание того, что зовётся «малой родиной», а сказка является одним из наиболее продуктивных по своему воздействию литературных жанров, который успешно справляется с задачей его популяризации на самых ранних этапах развития.
Литература
1. Башкатов Н.Т. Великая тайна: стихи и рассказы.
Омск: ОмГПУ, 2006. 208 с.
2. Дегтярёв А.А. Зазимок: короткие новеллы и сказки.
Омск: Наука, 2005. 91 с.
3. Рехин Э.М. Дед Пыхто: стихи для детей. 2-е изд.,
доп. Омск: Литограф, 2003. 64 с.
4. Саранча Н. Прочтите детям // Складчина:
литературная газета. 2002. июнь. № 2. С. 27.
5. Стрельцова Т. Тевризские сказки // Омская правда. 1994. 15 июля. С. 8–9.