Наш альманах - тоже чтиво. Его цель - объединение творческих и сомыслящих людей, готовых поделиться с читателем своими самыми сокровенными мыслями, чаяниями и убеждениями.
Выпуск восьмой
Рецензии
Я не читаю рецензий на свои книги – я измеряю их длину.
Джозеф Конрад
Ирина Маркова
О НАРОДНЫХ МИФАХ И СИМВОЛАХ ВРЕМЕНИ
(отклик на роман С. Василенко «Дурочка)
Казалось бы, творчество А.
Солженицына и А. Рыбакова помогли русскому народу «отболеть» душой за все былые
бесчинства сложной нашей истории, однако вновь и вновь возвращается душа
русского человека к неизбывной своей боли.
И Светлана Василенко опять бередит память своим романом-житием «Дурочка», выбрав для сюжета смутные тридцатые годы и, проследив судьбу своей главной героини, заглядывает в последующие десятилетия.
А потому этот роман отозвался в
сознании читателей как хлёсткая пощёчина за стыдные эпизоды, пережитые страной.
Шашки гражданской войны, равно и НЭП,
НКВД, Великая Отечественная война и даже перестройка безжалостно полоснули
судьбы многих людей России. «Всё смешалось в доме Облонских» – звучит как
опереточная пародия на великое смятение, вздыбившее Россию…
Роман С. Василенко особо ценен
оттого, что касается нарочито какого-то одного исторического периода и
выразительными символами подчёркивает исторические факты. Например, описывая
памятник Ленину, стоящий по колени среди тюльпанов, автор создаёт незабываемый
образ – вождь по колени в крови, о чём кто только теперь не наслышан, и потому
нет нужды описывать его, живого. Хватит и памятника среди алых цветов.
Чтобы помнили.
Чтобы не повторяли ошибок.
Персонажи в романе прорисованы так чётко, они так типичны, что превращаются в символы времени; Тракторина Петровна, которая правит жутким детским домом с изощрённым садизмом – тому свидетельство.
«Дурочка» – роман-фантасмагория. В нём сживаются и врастают друг в друга народные мифы и реальности, напоминающие злой кошмар. Например, обыгрывается образ русалки – как известно, на Руси считалось, что в русалок превращаются девушки, утонувшие перед назначенной нежеланной свадьбой. С помощью мифов создаётся некий противовес народного начала привнесённой чуждой народу советской реальности.
Особо подчёркнут в романе
общечеловеческий, нравственный контекст, причём опять же через яркие, впечатляющие
образы: «младенец, плывущий в малиновой колыбели на плоту по течению реки»,
«сторож, который рубит дерево, на коем сидит ребёнок», «три плачущие девочки –
Вера, Надежда, Любовь», «солнце, переливающееся в серебряных рыбках, от
которого в глазах щекотно», страшная история, оканчивающаяся словами «отдай моё
сердце, девочка». И множество других…
Множество в романе библейских и евангельских сюжетов-противопоставлений ужасающей реальности.
«Блаженны нищие духом» – читаем в
«Святом Писании», но ведь главная героиня романа Ганна, в своём отсталом
развитии, и есть именно «скудная разумом», а потому и «блаженная духом», в
одиночку противостоящая прочим отрицательным персонажам.
Интересен метод, избранный автором: нравственно-мифологическая тема – как бы главный стержень повествования, пронзающий отрицанием всё, что происходит в той далёкой советской действительности.
Роман наводит на размышления.
Задумываюсь: когда и «кому на Руси
жилось хорошо». В любой стране, при любом режиме и власти есть дурные стороны,
вызывающие отрицание. Думается, в России процесс недовольства всегда справедлив
и притом бесконечен. И суть романа в том, что только чистый и светлый человек
способен изменить окружающий мир, лечить его, как Ганна лечит всех страждущих и
порочных, с которыми сталкивает её жизнь. И всё же «блаженная» Ганна уйдёт, а
мир останется больным, каким был и будет.
Роман «Дурочка» – полная противоположность литературе о «кремлёвских жёнах» и прочем гламуре.
Творчество С. Василенко ещё раз
подсказывает, как страшно знать, что Россия продолжает жить, лелея свои наивные
мечтания.
Август 2008г