Наш альманах - тоже чтиво. Его цель - объединение творческих и сомыслящих людей, готовых поделиться с читателем своими самыми сокровенными мыслями, чаяниями и убеждениями.
Выпуск шестой
Сибирь – Молдова – Румыния
Наука не имеет отечества.
Луи Пастер
Альберт Ковач
ОСНОВЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗЦИИ
Тезисы
Уточнение:
Слово цивилизация используется в данном тексте в широком смысле, т.е. включает антропологические, культурно-духовные и материальные основы этого явления и – начиная с доисторических времён и до наших дней – европейские языки, живые (индоевропейские, финно-угорские и другие) и книжные: древнегреческий, латинский и старославянский; таким образом, это понятие идентично синтагме «культура и цивилизация».
I.Единство
Европейская культура и цивилизация сложилась и сформировалась, начиная приблизительно с 1500 года до нашей эры, и до 500г. н.э., на общем фундаменте, в основе которого лежат, как краеугольные камни:
1. Доисторические мифы и вся греко-римская мифология, в том числе миф о похищении Европы;
2. Греческий и латинский, а впоследствии национальные языки.
3. Античная греко-римская культура и цивилизация, представляющая собой исключительно сложную систему, в определённом смысле равную другим и в то же время самую развитую среди известных истории человечества цивилизаций.
Ни одна цивилизация не достигла такого уровня сложности и развития, хотя египетская, китайская и индийская приблизились к такому статусу вплотную.
Миф включает в своё единство искусство, религию, науку, которые разветвляются, превращаясь в виды искусства – музыку, танец, архитектуру, урбанистику, литературу, которая, в свою очередь, разделяется на роды и жанры: лирическая поэзия как непосредственное выражение Я поэта, эпика (подразумевающая наличие повествования) и драма (трагедия и комедия), структура которой основана лишь на событии и диалоге. Вспомним семь муз и эмблемы различных наук и культурных учреждений – Олимп, Геликон, Академия.
Возникают науки – астрономия, философия, этика, поэтика, право; математика, физика, медицина и др. Достигнуты решающие успехи в сфере общественного сознания – развитие города-государства (полиса) на гуманистических, демократических, правовых основах, в соответствии с критериями: человек – мера всех вещей; смысл жизни находится на земле, но соприкасается с идеалами: небо, космос, весь мир.
Создаются империи, которые сначала способствуют развитию культуры, но, становясь слишком пространными и прибегая к угнетению, неизбежно обречены на исчезновение.
4. Библейская мифология, религия и исторические христианские церкви органически интегрируются в европейскую цивилизацию в её целостности.
5. Возрождение – на основе обращения к переоцененной античной и христианской традиции и мифологии, на основе возникновения новых онтологических, познавательных, эстетических, этических ценностей.
6. Эпоха Просвещения и Романтизма создаёт, соответственно приоритету Разума и Аффективности, новый концепт человеческой личности, индивидуума в его отношениях с обществом и миром.
7. В ХIХ веке единство европейской цивилизации становится комплексным, охватывая весь мир в его бесконечности. Полярность разума и аффективности усугубляется органически, приводя к расцвету человеческой личности и новым вершинам гуманистической культуры; в то же время, распад единства этой полярности обнаруживает уязвимость человеческой натуры и углубляет противоречия между декларированными идеалами и реальностью, что порождает, к концу века, кризис классической гуманистической культуры.
II. Своеобразие
Своеобразие европейской культуры и цивилизации складывалось в ходе истории как система ценностей, описанная в первой главе в параграфах 1-7. Своеобразные подсистемы, специфические культурные единства создаются в периметре разнообразия-оригинальности региональных и национальных культур.
1. Едина и разнообразна сама территория Европы с исключительным богатством рельефа и климатом, благоприятным для жизни человека. На основе единственной в своём роде материальной и экономической инфраструктуры возникли всегда отмеченные резкой индивидуальностью города и села.
2. Своеобразие задано едиными национальными мифами и традициями, особым характером менталитета в каждой местности или области государства и в межгосударственных европейских регионах.
3. Основное измерение своеобразия европейской цивилизации таится в культуре каждого народа и прежде всего в национальных языках, независимо от их принадлежности к семействам индоевропейской, финно-угорской или других групп. Жизненность национальных культур обеспечена общеевропейским уровнем развития во всех областях искусства, литературы и науки.
4. Благоприятные в основном последствия глобализации вступают в противоречие с традициями европейской цивилизации и национальных культур, устраняя специфические духовные ценностные критерии.
5. Своеобразие европейской цивилизации выявляется в оппозиции к другим мировым цивилизациям – египетской, арабской, исламской, китайской и т.п. Взаимопроникновение цивилизаций проявляется в каждую эпоху своеобразно. В ходе истории Европа всегда была открыта к миру
III. Открытость
Открытость европейской цивилизации проявляется как в восприятии ценностей других цивилизаций, так и в предоставлении им европейских ценностей.
1. Ассимиляция ценностей других цивилизаций, как, например, индийской, ирано-персидской, египетской, арабской и др., имела место в процессе формирования индоевропейских и финно-угорских языков.
В ходе истории европейская цивилизация всегда была открыта для восприятия культурных и других ценностей предшествовавших и современных ей мировых цивилизаций, таких как арабская, египетская, израильская и пр.
В современную эпоху был ассимилирован или находится в процессе ассимиляции опыт афро-индийских, китайских, японских культур. Благодаря распылению и перемещению народонаселения европейская культура распространилась и распространяется не только на территории двух Америк и Австралии, но и, по сути, всего земного шара и находится в плодотворном симбиозе с цивилизациями других его регионов.
1. В настоящий исторический момент взаимосвязи между цивилизациями, как и между конфессиями, осложняются межгосударственными политико-экономическими отношениями, подчас угрожающими самим судьбам человечества.
2. Эта угроза имеет реальную альтернативу в мирном и плодотворном взаимопроникновении цивилизаций в их движении по пути мирного взаимодействия и взаимообогащения (см. пример японской культуры).
В качестве итогового замечания, в связи с дебатами вокруг Европейской конституции, можем заметить, что включение статьи о христианском характере европейской культуры можно считать редундантным: цивилизация континента, ещё в дохристианский период, то есть в период греко-римской античности, была уже, по своей сути, европейской, и христианская традиция, являющаяся органической частью этой цивилизации (в архитектуре городов и сёл доминируют устремлённые к небу здания церквей), не требует специальной оговорки, так же как и её другие названные нами выше составные части. Кроме того, особое выделение координаты христианства оставляет без внимания вклад других, нехристианских, внутриевропейских культур, например, иудаизма, и исключает культуру, основанную на свободомыслии.