Литературно-художественный альманах

Наш альманах - тоже чтиво. Его цель - объединение творческих и сомыслящих людей, готовых поделиться с читателем своими самыми сокровенными мыслями, чаяниями и убеждениями.

"Слово к читателю" Выпуск первый, 2005г.


 

 Выпуск шестой

 Сибирь – Молдова – Румыния

Наука не имеет отечества.

Луи Пастер

Мирослава Метляева

БУХАРЕСТСКИЙ КАМЕРТОН

Бухарест, как всегда, производит впечатление яркое и незабываемое. В вечерние часы, освещённый огнями витрин магазинов и необычной иллюминацией старинных и современных зданий, этот по-настоящему европейский город создаёт особое настроение, которое даёт возможность соединить дыхание разных эпох, воплотившихся в архитектурных фантазиях и, конечно же, в людях и в особой, присущей только ему, гармонии.

Вот и на этот раз, по приглашению общества «Восток-Запад», Института румынской культуры, Союза писателей Румынии, Фонда «Мирча Динеску» этот удивительный город, по улицам которого когда-то ступали поэты, писатели, композиторы и музыканты мирового масштаба – Михай Эминеску, Василе Александрии, Михаил Садовяну, Джордже Энеску, Мирча Элиади, Никита Стэнеску и многие другие, – собрал участников Фестиваля русского фильма и в его рамках Международного коллоквиума «Перспективы реальности в литературе и кино».

Следует отметить, что русская культура и в особенности литература всегда вызывали огромный интерес в интеллектуальной среде Бухареста. Честно говоря, о новинках современной русской литературы я узнаю скорее здесь, в Румынии, чем у нас, находящихся совсем рядом, в Молдове. Афиши Бухареста пестрят гастрольными событиями, в которые органичной частью вписываются и знаковые фигуры русской культуры. Вспоминается шквал статей в румынской прессе в прошлом году во время визита Евгения Евтушенко, который на некоторое время остановился в известной всему бухарестскому бомонду семье Динеску-Ковач-Логиновской. Эти удивительные люди достойно несут своё звание интеллектуалов с большой буквы, объединяющих единомышленников со всего мира. Как всегда, душой и сердцем нынешней октябрьской встречи литераторов и кинематографистов Румынии, России и Молдовы была Елена Васильевна Логиновская, известный знаток русской литературы, одна из основателей общества «Фёдор Достоевский» в Румынии и удивительно красивая женщина, сочетающая в себе то почти исчезнувшее очарование женского достоинства с европейской образованностью и редчайшим умением вести беседу и быть украшением общества. Открытие Фестиваля российского кино состоялось в старинном особняке, в котором ныне располагается Институт румынской культуры (ИРК). Набитый битком зал громкими аплодисментами приветствовал посла Российской Федерации г-на Александра Чурилина, вице-президента ИРК Мирчу Михаеша, вице-председателя общества «Восток-Запад» Елену Логиновскую.

В программу Фестиваля был включён просмотр российских документальных и анимационных лент, получивших внушительный европейский резонанс. В первый день зрителям была предоставлена возможность увидеть три фильма: «Свобода по-русски» Андрея Смирнова и Александра Гурьянова, «Моя любовь» Александра Петрова и «Маленькая Катерина» Ивана Головнева. Первая лента – «Свобода по-русски» является пилотным фильмом документального проекта, включающего 10 частей сериала под тем же названием, в котором описываются 100 лет «русской демократии», начиная с Первой Думы 1906 года, параллельно с развитием европейской демократии того же периода. Румынскому зрителю, да и не только ему, была предоставлена возможность ознакомиться с оригинальным взглядом авторов на политические процессы прошлого в перекличке с современностью. Овацией встретили участники встречи автора проекта Андрея Смирнова (Москва), известного всем своим «Белорусским вокзалом» (1971г.). В 1989 году за роль Чернова в фильме Сергея Юрского «Чернов» он получил в Карловых Варах приз за лучшую мужскую роль, а в 2000 году ему была вручена премия Киноакадемии «Ника» за роль Ивана Бунина в фильме Алексея Учителя «Дневник его жены».

Очень тепло был воспринят мультипликационный фильм Александра Петрова (Ярославль) «Моя любовь», являющийся экранизацией новеллы Ивана Шмелева, в импрессионистской манере показывающей романтическую эпоху начала ХХ века в воспоминаниях главного персонажа.

Этот фильм в 2006 году получил Главный приз на 12 фестивале русского анимационного кино за лучшую режиссуру и изобразительное мастерство.

Много эмоций вызвала этнографическая работа Ивана Головнева (Омск) «Маленькая Катерина», рассказывающая о жизни семьи из сообщества ханты. Главным персонажем является девчушка Катерина, за перипетиями жизни которой от двух до четырёх лет наблюдали авторы фильма. Фильм потрясает наблюдениями о невероятной силе человека в его адаптации к условиям среды.

Работы молодого кинодокументалиста получили широкий отклик за пределами России. Он был отмечен премиями в Румынии, Германии, Испании, Нью-Йорке, Джайпуре (Индия).

Хочется отметить общение зрителей и участников этой встречи после просмотра фильмов. Не могу забыть личную беседу с Андреем Смирновым, т.к. трудно было отделаться от впечатления, произведённого исполнением роли Бунина в нашумевшем фильме о жизни писателя в эмиграции, и поэтому происходило странное явление: исполнитель и образ, созданный им, слились воедино, и я ещё раз удивилась и восхитилась чутью режиссера, выбравшего Смирнова на эту роль.

Следующий день начался в Союзе писателей Румынии с Международного коллоквиума, посвящённого отражению реальности в кино и литературе – проблеме, скажем так, ставшей хрестоматийной и неразрешимой, ибо при своей кажущейся совместимости, сюжетность и зрелищность чаще всего представляют собой единство и борьбу противоположностей.

Большой интерес вызвали многие выступления. Известнейший литературовед Игорь Волгин (Москва) коснулся вопроса состояния общества и современной русской литературы. Глубокий анализ культурных процессов, происходящих на стыке столетий и в первое десятилетие XXI века, вопросы преемственности и новых путей развития духовности подтолкнули участников коллоквиума к плодотворной дискуссии по затронутым Игорем Волгиным проблемам.

Петру Майер-Бияну в своём выступлении раскрыл отмеченные им перспективы связи: реальность – литература – фильм в румынской и мировой кинематографии.

В своём выступлении «Некоторые размышления о фабуле в кино и литературе, о мифах и действительности», анализируя книгу Виктории Кинг (США) «Отшельница», автор этих заметок постаралась продемонстрировать столкновение литературы и экрана и проникновение средств самого зрелищного из искусств в литературное повествование.

А вечером продолжился просмотр русских фильмов при стечении большого количества желающих попасть на эту поистине незабываемую встречу с большим искусством.

Щемящее чувство сопереживания вызвала картина Татьяны Донской «Девушки из Сталинграда», повествующая о детстве трёх сестер, выпавшем на полную драматизма историческую эпоху второй мировой.

Главный персонаж фильма – пожилая женщина, потрясает своей естественностью в кадре (на грани высокого искусства), что, в общем-то, редкость в документальном кино.

Бурю эмоций вызвал фильм Тофика Шахвердиева (Баку) «Убить человека», рассказавшего в своей ленте о молодых женщинах, посягнувших на жизнь себе подобных, и для большинства из которых акт убийства не стал поводом для угрызений совести. Отметим, что фильм Шахвердиева «Умереть от любви» (1990) включён в список «Классика – 50 лучших документальных фильмов ХХ века».

Загадкой для многих стал фильм Ираиды Юсуповой и Александра Долгина «Последний секрет Теремина» – остроумнейшая пародия на документальные фильмы последних лет в условиях культурного «перепроизводства». Фильм был награждён за режиссуру и музыку на Фестивале документального кино в Саратове.

3 октября участники фестиваля выехали в Порт-Четате на Дунай для продолжения своей работы. Само место проведения, предложенное известнейшим поэтом Румынии Мирчей Динеску, заслуживает особого описания: этот удивительный замок с прекрасным видом на легендарную реку, эти странные ангелы, вырезанные из дерева и как бы взмывающие в небеса со своих постаментов, эта необычная картинная галерея современных художников останутся в памяти навсегда. И на таком фоне продолжилась демонстрация русских и румынских фильмов. Ведущая одного из вечеров Иоанна Кристя Мическу представила три румынские ленты «Придёт день» Копела Моску, «Лампа и Кучма» Раду Юде, «Рассказ о корзинке» Иоанна Кристи, давших яркое представление о румынской кинодокументалистике.

Литературный коллоквиум продолжился работами Игоря Волгина «Жизнь и смерть Достоевского», Думитру Будрялэ «Проклятие ежа» и Александра Гурьянова «Секрет лака Страдивари».

Все вечера были наполнены музыкой и поэзией. Звучали стихи Ахматовой, Мандельштама, Бродского.

Тонкость и изысканность поэтических творений современного румынского поэта Ади Кусина трогали своей искренностью и особым душевным настроем.

Эти уникальные встречи с 1-го по 7 октября ещё раз продемонстрировали вечную истину – у искусства, литературы , добрых намерений нет границ, как нет преград человеческой душе, любви к прекрасному, надеждам на то, что никакой глобализм не сможет разрушить всемирного единства безграничного многообразия.