Наш альманах - тоже чтиво. Его цель - объединение творческих и сомыслящих людей, готовых поделиться с читателем своими самыми сокровенными мыслями, чаяниями и убеждениями.
Выпуск девятый
Литературный фестиваль в Коктебеле
У тех, кто пишет ясно, есть читатели, а у тех, кто пишет тёмно, – комментаторы.
Альбер Камю
* * *
Владимир Ермолаев (Рига, Латвия) – финалист Международного Литературного Волошинского конкурса (2008).
ЧУДЕСА КИНЕМАТОГРАФА
после сеанса в маленьком кинотеатре
успеваешь ещё на блокбастер
который демонстрируется
на западной половине неба
и длится всего минут двадцать
за это время огненная птица
превращается в обыкновенную голубку
а бирюзовая полынья
затягивается синим льдом
конец этого чудесного фильма
оставляет тебя в состоянии
умиротворенности
хотя начало напоминало оглушительный
удар барабана или звон тарелок
раздавшийся прямо в твоей голове
и обжёгший тебя
брызгами раскалённой меди
не сразу вспоминаешь
название черно-белой картины «Орфей»
имя режиссера Кокто
имя актёра исполнявшего главную роль
Маре
и своё удивление
перед стендом с афишей
в тихом пограничном городке
больше похожем на село
церковь кинотеатр школа
водонапорная башня
поистине мир чудесен
и внизу и вверху
нужно лишь не забывать
поднимать голову
когда выходишь из кинотеатра
ТРИНАДЦАТЬ СПОСОБОВ УВИДЕТЬ КАФКУ
хорошо бы написать стихотворение
«тринадцать способов увидеть кафку»
ведь «кафка» по-чешски
означает «галка»
а эта птица черна
как дрозд или ворон
и Эдгар По не стал бы
наверное возражать
если бы я использовал
в стихотворении
кое-что из его «Ворона»
декабрь камин фолиант
стук в окно и всё прочее
и Уоллес Стивенс
будь он ещё жив
не стал бы придираться
к названию
а усмотрел бы в нём
выражение признательности
что касается самого кафки
то он как известно
был узником абсолюта
и следовательно мог бы возразить
против замысла в целом
среди всех способов увидеть
чёрную галку
он признал бы верным
только один
и мне пришлось бы
из тринадцати фрагментов
оставить один
в котором чёрная галка
изображалась бы
с точки зрения абсолюта
проще говоря
с точки зрения вечности
но вряд ли кто-то
включая и узника абсолюта
кафку
сумел бы занять
такую идеальную точку зрения
ведь для этого
ему нужно было бы стать
абсолютно
идеальным
абсолютно
чёрным
и абсолютно
беспечным
ПОЭМА СОЖАЛЕНИЯ
Пол Стретерн обладатель премии
имени Сомерсета Моэма
автор книг по истории и географии
а также пяти романов
довольно скромен он преуменьшает
свои способности писать
просто о сложном «Фуко за 90 минут»
прочитывается за 30
теперь я знаю что с философией
было покончено ещё в начале
прошлого века
её убийцей был Витгенштейн
этот странный парень из фильма
Джармена я помню кадры
где он ещё мальчуганом
строчит из пулемёта
вероятно он уже тогда задумал
покончить с философией
помню его спор в Кембридже
с Бертраном Расселом об истинности
отрицательных суждений
и то как Рассел танцевал
с какой-то дамой и движения его
были довольно вульгарны
неужели Рассел мог так танцевать
возвращаясь к Фуко мы узнаем
уже на второй минуте
что в детстве он мечтал стать
золотой рыбкой
это так трогательно и никак не
вяжется с его вспыльчивостью и
склонностью к насилию хотя кто знает
Пол делает неясный намек
на учение Фрейда
его друг Баррак умер от алкоголизма
его учитель Альтюссер в старости
задушил жену неудивительно
что первые книги Фуко посвящены
теме безумия и болезни
безумие и болезнь
пропитывают его жизнь
как алая или синяя жидкость
пропитывает тампон в рекламе
Allways и результат превосходен
«сенсационный философ»
«Кант двадцатого века» «кумир семидесятых»
почему во мне так мало безумия
так мало странностей
так мало болезни
СЕВЕРНЫЕ ЭТЮДЫ
Анастасия Кедрова (Тюменская область, г. Мегион) – финалист Международного Литературного Волошинского конкурса (2008).
ШАМАН
Звуки бубна уносит ветер...
И голос шамана улетает в небеса...
Качаясь, стонут кедры…
Шумит листва в ожидании летнего ливня…
ВОЗВРАЩЕНИЕ
От лебединых стай светлеют небеса.
Белые, словно облака,
Опускаются птицы на синюю гладь озера,
И становится непонятно,
Где небо, а где земля…
НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ
Что такое красота?
Восторг и печаль…
Радость и страх…
Жизнь и смерть…
Свет и тьма…
ИЮЛЬ
Музыка летних трав
Звенит колокольчиком синим...
Стрекочет кузнечик,
И комариный рой застыл над оленьим стадом.
Жара…
ОГОНЬ
Добрый огонь домашнего очага,
Согревающий чум в лютую стужу!
Помоги охотнику вернуться к твоему ласковому
пламени….
СОЛНЦЕ
О, Светило, встающее над Иртышом!
Круглой, горячей лепёшкой
Катишься ты по небу,
…играешь золотыми струями
В быстрой воде.
Но в назначенный час
Дух ночи
накрывает тебя звездным пологом,
И лишь горячий брусничный краешек,
Остывает за Уральскими кряжами…
ИЗ КНИГИ «ВЕРЛИБРОСЛОВ МНОГОЦВЕТНЫЙ»
Виктор Коллегорский (Москва) – финалист Международного Литературного Волошинского конкурса (2008).
СЛОВО
Серп времени нас жнёт по одному.
Блеснёт он – и во прахе всё коснеет.
А слово не подвластно и ему –
Оно как дух: где хочет – там и веет.
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛОВА
Не ищи определения слову: его нет.
Ибо чем определишь ты то, что само всё определяет?
Слово – везде и во всём, и всё, что ни есть – это
слово.
И то – слово, и это – слово, но слово – ни то и ни
это.
Слово – ни то, ни другое, ни пятое, ни десятое.
Слово – это слово.
2. МЫСЛЬ – СЛОВО – ДЕЛО
Добрые мысли рождают добрые слова.
От добрых слов язык не отсохнет.
Доброе слово и кошке приятно.
Добрые слова рождают добрые дела.
От добрых дел руки не отнимутся.
Доброе дело умножает добро.
Добрые дела рождают добрые мысли.
От добрых мыслей голова не развалится.
Добрая мысль укрепляет душу.
Добрые мысли рождают добрые слова.
3. СЛОВО ПОЭТА
Поэт совершает обряд словосочетания.
Если слова сочетаются по любви –
Рождается стихотворение.
4. СЛОВО О НЕОБЪЯТНОМ
Нельзя объять необъятное.
Необъятное не обнимаемо никем.
Обнимающий необъятное не обнимает ничего.
Обнимающий руками обнимает ту, которую хочет обнять.
Обнимающий мысль обнимает то, что может обнять.
Но никто не может объять необъятное.
Необъятен мир, окружающий нас.
И необъятно время, обнимающее нас.
Ибо время объемлет всё, а времени не объемлет никто.
Необъятна печаль, в которой мы пребываем.
Ибо необъятно знание, умножающее печаль.
И нет защиты от неё сынам человеческим.
Ибо не единожды было сказано в Писании:
Никто не обнимет необъятное.
5. СЛОВО ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ
Что посеешь, то и пожнёшь.
Посеешь ветер – пожнёшь бурю.
Как постелешь, так и поспишь.
Мягко стелешь, да жёстко спать.
Где ляжешь, там и встанешь.
Ляжешь в траву, а встанешь в хлеву.
6. СЛОВО О ЛУЧШЕЙ ЖИЗНИ
Лучше поздно, чем никогда.
Лучше поздно ложиться, чем рано вставать.
Лучше взять быка за рога, чем за хвост.
Лучше сесть на лошадь, чем сесть на ежа.
Лучше умереть стоя, чем жить на коленях.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Лучше меньше, да лучше.
7. СЛОВО К БОГУ
А отвратишь Лицо Свое от меня
И худо мне
И плачу я
И в слезах я
И нет меня
И чёрный свет в окне моем
И чёрная боль в душе моей
И приходит день и уходит день
И ни один день не лучше другого
И безутешен я
И нет мне утешения
И летят дни мои
И бегут дни мои
И сменяют дни мои друг друга
И похожи дни мои один на другой
А взглянешь на меня
А обратишь Взгляд Свой на меня
А обратишь Глаза Свои на меня
А обратишь Лицо Свое на меня
И хорошо мне
И радость в душе моей
И свет твой – во мне
И распустится цветок
И запоёт утренняя птица
И придёт день
А придёт день
А день придёт
* * *
Валерий Митрохин (Симферополь) – финалист Международного Литературного Волошинского конкурса (2008).
…В дождь
Скифские бабы плачут.
Бабы все одинаковы.
Даже каменные.
Когда светит солнце,
Лица у них светлеют...
Такой у женщин характер –
Зависит порой от погоды.
* * *
После того, что случилось,
Видеть её не могу,
Слышать о ней не могу,
Любить её не могу,
Верить ей не могу.
…Могу лишь мечтать о ней.
* * *
Спаси
Спасибо
Спасибо тебе
Спасибо тебе за всё
Спасибо тебе за всё, что – ты
Спасибо тебе за всё, что ты делаешь
Спасибо тебе за всё, что ты делаешь со мной.
Спасибо тебе за всё, что ты делаешь
Спасибо тебе за всё, что – ты
Спасибо тебе за всё
Спасибо тебе
Спасибо
Спаси
* * *
Она была каплей росы.
Проникала в истоки родников –
их водой я разводил чернила,
так она попадала в стихи,
а я познавал вдохновение.
Стекала по моему лицу дождём –
и я был счастлив.
Поила корни злаков –
и хлеб казался вкуснее.
Сверкала на солнце –
и радуга становилась ярче.
Попадала в горсть –
и я утолял жажду.
Снова ползла по моей щеке,
облегчая мне горе.
Так повторялось до тех пор,
пока я не встретил женщину и она
не родила её – мою дочь.
ПИСЬМА В ЦЕНТР ЛЮБВИ
Вячеслав Суриков – финалист Международного Литературного Волошинского конкурса (2008).
1
Чаще всего любовные приключения
происходят летом, в тех городах,
где, заходя в троллейбус,
принято произносить слова приветствия.
Когда же здесь наступают солнечные дни,
женщинам на платья садятся бабочки
и служат им вместо украшений,
придавая странную силу очарования
каждой улыбке, брошенной вскользь.
Всё что происходит дальше, неотвратимо:
первый поцелуй перед дверью лифта.
Стою, оглушённый счастьем,
и не хочу выпускать её из своих объятий.
Наконец, не говоря ни слова,
я чуть-чуть отстраняюсь и смотрю ей в глаза,
давая понять, что пора подниматься наверх.
Шаги по лестнице, поворот ключа, комната.
Мы слышим шум дождя и выходим на балкон.
Некоторое время она позволяет мне наблюдать за тем,
что происходит в ночном небе.
Капли воды на твоей руке – эту трогательную деталь
я постараюсь запомнить навсегда,
не позволяя себе думать, что мы все также призрачны
и подвержены метаморфозам. В следующий раз
мы спрячемся от страха бесследного исчезновения
в темноте полупустого кинозала,
не важно на каком ряду…
2
Жители окраины обеспокоены
прогнившей канализацией,
нашествием кошек и инопланетян.
Незнакомые мне люди собираются
в ночных магазинах
и обсуждают последние события:
рекламу напитка, обладающего
вкусом иной реальности,
появление в продаже фонаря,
излучающего неземной свет
и демонстрацию автомобилистов,
требующих запретить воскрешение из мёртвых.
Вернувшиеся с того света внушили себе,
что граница между мирами пролегает
на проезжей части.
Их попытки в очередной раз перейти её
сильно замедляют движение по городу.
Ещё. Здесь продавщицы не сразу реагируют
на просьбу продать несколько коробков спичек.
Почти у каждой в сотовом телефоне спрятан
голос человека в мятом спортивном костюме.
Он приказывает никому не верить.
Местные инженеры изобретают
новый способ достижения невесомости.
Минимум интеллектуальных усилий
и лифты будут никому не нужны.
Приезжай. Я люблю тебя.
В моей комнате на стенах проступили знаки.
Я почти расшифровал их.
Смысл надписи тебя позабавит.
3
Человек с внешностью фотолюбителя предложил мне
участвовать в ток-шоу «Хроники обыкновенного безумия».
Запись программы проходила в трамвайном депо.
Конкуренция делает телевизионщиков чёртовски
изобретательными. Положив ладонь на рукопись пьесы
«Король умирает», читаю вспыхнувшую вокруг надпись
«Постоянно открывая глаза, я вижу Свет.
Я ценю Смерть как избавление». Посыпались вопросы:
Когда выйдут ваши мемуары о минус бесконечности?
Чувствуете ли вы себя обнажённым?
Чувствуете ли вы себя?
Как звали гуттаперчевого мальчика?
Кто изобрёл лёд?
Некоторое время я импровизирую и читаю наизусть
гексаграммы из «Книги великих перемен». Неожиданно
раздаётся оглушительный телефонный звонок.
Люди в комбинезонах выносят гигантскую трубку.
Из неё появляется женщина без имени, без возраста.
В следующее мгновение звукорежиссёр включает запись
бурных аплодисментов. Мнимый фотолюбитель
скажет: «Это была первая в истории человечества
съёмка с выключенными камерами. Наверное,
в следующей жизни, вы проснётесь».
«Когда стану кошкой» – улыбнусь я в ответ.
Усталые, но довольные, мы вернёмся домой.