Наш альманах - тоже чтиво. Его цель - объединение творческих и сомыслящих людей, готовых поделиться с читателем своими самыми сокровенными мыслями, чаяниями и убеждениями.
Выпуск девятый
Рецензии
Вправе ли критик судить об омлете, если сам не может снести яйца?
Клейтон Росон
Наталья Елизарова, Ирина Елизарова
СКАЗКИ ИГОРЯ ПЕТРОВА ГЛАЗАМИ ПЕДАГОГА
На протяжении длительного периода времени сказки
являются одним из наиболее популярных детских жанров. Их особая фантастическая
природа в совокупности с простотой и доступностью изложения создают богатые
возможности для развития как мыслительной, так и эмоциональной сфер личности
ребёнка, поэтому их воспитательное значение трудно переоценить.
Современных
писателей, работающих в жанре детской литературной сказки, немного. И на это
есть свои объективные причины. Написание произведений, адресованных маленькому
читателю, представляет чрезвычайную сложность. При своей кажущейся
стилистической простоте, сказки – трудный жанр. Его непременным условием должно
быть проявление у читателя определённых эмоциональных состояний: радости,
сочувствия, отзывчивости, огорчения, сожаления и т.п., вызванных силой
воздействия художественного текста, и ставших своеобразным откликом на него.
При этом в отличие от произведений, рассчитанных на взрослого читателя,
вызванные эмоции должны быть строго разведены по нужным направлениям, в
зависимости от описываемых образов и ситуаций. То есть, грубо говоря, любовь и
симпатия читателя должны выпасть исключительно на долю положительного героя, а
заслужить презрение и ненависть может только отрицательный персонаж. Упрощённая
контрастная система «хороший – плохой» учит ребёнка нравственно-этическим
основам жизни, поэтому в ней не должно быть сбоев.
Кроме того, чтобы сказка в
полной мере выполняла свою воспитательную функцию, ей должна быть присуща
смысловая гибкость, позволяющая ребёнку в рамках вымышленной Вселенной
постигать окружающую действительность: на фоне выдуманной интриги моделировать
ситуации из реальной жизни, учиться находить позитив, анализировать свои и
чужие поступки, искать пути решения конфликтов. Именно поэтому очень важен
финал детской сказки. Он не должен быть пессимистичным и безнадёжным; добро, в
конечном счёте, должно победить зло, праведник – восторжествовать и получить
награду за кроткий нрав, терпение и усердие, а злодей – поплатиться за
сделанные им «чёрные» дела, понести справедливое и заслуженное наказание.
Помимо этого, детская сказка
должна отвечать возрастным особенностям ребёнка, что складывается из нескольких
позиций: понятный язык, усваиваемая смысловая нагрузка, сюжеты, будоражащие
воображение, занимательность.
Современный кемеровский
писатель-сказочник Игорь Петров в полной мере отвечает всем вышеперечисленным
критериям. При всей своей самобытности автор придерживается традиций,
характерных для русских народных сказок. Традиция образуется не только влиянием
и преемственностью прошлого, но творческими исканиями, предваряющими
сознательный выбор современного литератора в сторону какого-либо определённого
литературного направления. Так, в сказках И. Петрова можно увидеть традиционные
зачины, характерные для народных сказок, такие как «в некотором царстве, в
некотором государстве», «жили-были», «как-то раз». Авторскому стилю
кемеровского сказочника свойственно употребление в разговорной речи героев
устаревших слов и диалектов: «оконфузился», «авось», «чаво», «шаньги»,
«гостинца разные» и др., что также по своей тональности приближает его
произведения к народным сказкам. Кроме того, сказки И. Петрова отличает наличие
в них множества русских народных пословиц и поговорок: «дураков не сеют и не
пашут – они сами рождаются» (сказка «Нет ничего проще, чем давать советы»),
«дурню и патроны не нужны, он всё равно выстрелит» (сказка «Дурень и ружьё»),
«слезами горю не поможешь» (сказка «Бурдалай») и т.п., что, несомненно,
указывает на следование фольклорной традиции, и, в свою очередь, наполняет
словарный запас ребёнка крупицами вековой мудрости. Герои сказочных
произведений Петрова носят старые русские имена (Пронька, Параська, Ерёма,
Афонька, Гаврила, Манька, Гринька, Лука, Макар), что сближает их с бытовыми
сказками. Всё это даёт предпосылки для возможности приобщения маленького
читателя к особенностям народного описательного стиля.
Помимо художественных
достоинств, сказки Игоря Петрова обладают также педагогической ценностью. Это
выражается в формировании у читателя-ребёнка положительных моральных качеств и
поведенческих установок. К примеру, одна из самых лаконичных сказок «Про
Кузьму» учит ни при каких обстоятельствах не падать духом и не поддаваться
унынию: «Жил Кузьма не тужил. Начал тужить – и умер...» [1]. Не надо пасовать
перед трудностями, говорит автор, нужно стараться их преодолевать; в противном
случае не останется ничего другого, как по примеру Силантия из сказки
«Неприятности», сидеть целыми днями дома и смотреть в окно, боясь сделать
лишний шаг за порог.
Сказка «Яблонька» главной
добродетелью объявляет терпение, наглядно, на примере растущего дерева,
показывая, что «в жизни ничего быстро не происходит». Схожая мысль
прослеживается в сказке «Прямая дорога», где работник, отправляясь с товарами
на ярмарку и стараясь поспеть к её открытию, пытается срыть встретившуюся ему
на пути гору, чтобы сэкономить время на объезд.
Сказка «Мужик и лень» с помощью
ярких, впечатляющих образов показывает, насколько отталкивающей и губительной
может быть невинная привычка нежиться по утрам в мягкой постели. Так, герой сказки,
живущий «не сказать, чтоб плохо, и не сказать, чтоб хорошо, а так – средне», но
стремящийся к тому, чтобы улучшить свою жизнь, каждый день планирует совершить
дела, которые способствовали бы изменению условий его существования (овладеть
ремеслом, построить дом и т.д.). Но банальное желание поваляться подольше в
кровати ставит крест на всех его начинаниях: «Полежу-ка я часок, другой, а
потом встану и начну жить лучше», – рассуждает про себя мужик-бездельник; «да
не тут-то было: встанет он через этот самый часок, а уже поздно – кто-то другой
раньше встал и заместо него зажил лучше» [2].
Лень у Петрова не просто
понятие. Она одушевлена, зрима и осязаема: «…Взглянул мужик в то зеркало и
видит, что на левом плече у него толстая-претолстая тётка сидит и ему глазки
строит и улыбается.
Отпрянул мужик от зеркала и на
плечо уставился. Смотрит, и понять ничего не может – на плече никого нет.
– Что за наваждение?! –
испугался мужик.
– Никакое это не наваждение, –
говорит бабка. – Это твоя лень.
И узнал мужик тайну.
Оказывается, лень есть у каждого. Она появляется прежде, чем рождается человек.
И как только человек на свет появляется – сразу ему на левое плечо садится.
Растёт человек – и она вместе с ним растёт. И никак от неё не избавиться. Так
уж суждено, что человек и лень идут по жизни вместе. Только один с ней
справляется – и тогда она делается маленькой, почти незаметной, а другой во
всём ей потакает – и тогда она становится большой и толстой и завладевает
человеком» [3].
И только труд, по мнению
автора, способен улучшить жизнь человека и сделать его счастливее. Именно
поэтому героям произведений Петрова практически никогда ничего не достаётся
даром, несмотря на то, что его сказки изобилуют всевозможными волшебными
вещицами и таинственными персонажами, во власти которых исполнение любого
желания. Лишь то, что построено собственными руками, может быть предметом
обладания, остальное – исчезает, как дым. Так, в сказке «Золотое вымя» герой
обречён на вечные поиски вымени, из которого сыплются деньги, а жители деревни
из сказки «Добрый медведь», не умевшие ни пахать, ни сеять и ждущие помощи
извне, в конечном счёте оказываются голодными и обездоленными, и только
собственные усилия спасают их от вымирания.
Большое внимание в сказках
Игоря Петрова уделяется осуждению человеческой глупости. Не случайно многие
персонажи его произведений имеют ёмкое и хлёсткое имя-характеристику – Дурень.
По мнению автора, истоки глупости таятся в бесцельном и бездеятельном
существовании, а лень и бестолковость – родные сёстры. Этот тезис весьма
наглядно представлен в сказке «Как дурень лодочником был», в которой
герой-лодырь, поленившись вычерпывать из лодки воду ковшом, прорубил дыру в
днище, чтобы вода сама уходила, и, в результате, отправил своё судёнышко на дно
реки.
Сквозной темой сказок И.
Петрова является дружба. По мнению автора, именно товарищеское, уважительное
отношение людей друг к другу способствуют совместной работе, а недоверие и
враждебность разваливают любое дело. Логика сказок на эту тему обыгрывается
следующим образом: в сказке «Часы», например, спор о том, кто важнее в часовом
механизме, который ведут шестерёнки, стрелки, пружина, цифры, винтики и
маятник, приводит к его порче; сказка «Кирпичная стена» повествует о том, как
желание одного кирпичика поступать по-своему и жить обособленной жизнью
разрушает кирпичную кладку; в сказке «Дружба» перестают открываться двери
амбара, когда разлучаются два закадычных приятеля – замок и ключик; а в сказке
«Чашка и блюдце» конфликт между фарфоровой чайной парой по поводу того, из кого
хозяева чаще пьют чай, приводит к трагическому финалу – блюдце разбивается, а
чашка из шкафа, где хранятся дорогие сервизы и хрусталь, отправляется в
изгнание – на кухню, в общество простой столовой посуды.
Параллельно с темой дружбы идёт
развитие темы самопожертвования во имя неё. В сказке «Копеечка» монетка
решается на тягостные скитания и покидает уютный бархатный кошелёк, где у неё
много друзей, когда узнаёт, что владелице кошелька – маленькой девочке, которой
она симпатизирует, не хватает денег на покупку леденца. А опасавшаяся сгореть и
прячущаяся по коробкам спичка из одноимённой сказки вспыхивает жертвенным
пламенем, чтобы зажечь фитиль погасшей свечи.
Пристальное внимание в своих
произведениях автор уделяет теме следования, не взирая ни на какие препятствия,
за своей мечтой. Например, в сказке «Льняное полотенце», рассказывающей о
судьбах махрового и льняного полотенец, первое, ни о чём не мечтавшее и
думающее лишь о том, как бы спокойно отлежаться на полке в комоде, в финале
превращается в половую тряпку, которой моют крыльцо. Второе, мечтавшее о
полёте, – в воздушного змея, взмывающего в облака. Схожее желание претворяется
в жизнь и в сказке «Осуществление мечты», где главным героем является листок
дерева. Своеобразным резюме, подчёркивающим значимость упомянутой выше темы,
являются строки из сказки «Ягодка» – «если не сидеть, сложа руки, а трудиться,
то самая заветная мечта может осуществиться» [4]. При этом автор в своих
произведениях даёт понять читателю, что мечта – это нечто сокровенное и интимное,
и её надо очень тщательно и бережно охранять от злых и завистливых глаз,
ненужных и бесполезных советов. Так, в сказке «Женитьба» герой так и остался до
конца жизни холостяком, потому что, полагаясь на мнение соседей да знакомых,
забраковал всех окрестных красавиц. А героиня сказки «Глупая лягушка»,
напротив, не став придавать значение словам обитателей курятника о том, что
болото – это нечто грязное, вязкое и пахнущее гнилью, обрела свой родной дом.
Лейтмотивом многих сказок
Петрова является также тема жизненного предназначения, которая выстраивается в
каждом произведении по-своему, но при этом общий стержневой мотив остаётся
неизменным: у всякого предмета – особое назначение, у человека – своя миссия.
Любые попытки отклониться ведут, выражаясь языком эзотериков, к искажению
жизненной программы. В сказке «Бревно», например, добротный и крепкий кусок
дерева, предназначенный для строительства корабельной мачты, отказывается от
своей участи, находя её не слишком презентабельной. После, уже потеряв былую форму,
потемнев и распухнув, отказывается и от того, чтобы из него сделали столб, а
спустя какое-то время, не пожелав быть пущенным на доски, покрывшись плесенью и
грибами, в конечном итоге попадает в печь, как самая что ни на есть обычная
поленница дров. В сказке «Зёрнышко по имени Нетак» пшеничное зерно, не желая,
подобно тысячам своих соплеменников, расти в недрах влажной чернозёмной пашни,
вывалилось на проезжую дорогу и засохло, в то время как её товарищи
превратились в спелые наливные колосья.
Сказки Игоря Петрова в
доступной, незатейливой манере знакомят юных читателей с устройством
окружающего мира. Так, сказка «Ленивый сон» образно и красочно объясняет
назначение часов, выводя на передний план сновидение, которое, не желая улетать
с восходом солнца на небо, оставалось среди людей в течение целого дня, что
привело к тому, что те перестали вставать по утрам и ходить на работу; а когда
жизнь в городе совсем остановилась – решили прогнать его шумом, для чего
установили на городской башне музыкальные часы.
Подводя итог вышеизложенному, можно констатировать, что сказки кемеровского писателя Игоря Петрова имеют богатые возможности для гармоничного развития личности ребёнка, поскольку, говоря словами К.И. Чуковского, в полной мере «совершенствуют, обогащают и гуманизируют детскую психику», а потому могут быть активно использованы в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Литература
1. Петров, И. Сказки / И.Ф. Петров. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008. С.472.
2.
Там же. С.229.
3.
Там же. С.231.
4.
Там же. С.10.