Наш альманах - тоже чтиво. Его цель - объединение творческих и сомыслящих людей, готовых поделиться с читателем своими самыми сокровенными мыслями, чаяниями и убеждениями.
Выпуск восьмой
Рецензии
Я не читаю рецензий на свои книги – я измеряю их длину.
Джозеф Конрад
Евгений Асташкин
ПЫТЛИВОСТЬ УМА
На выход нового поэтического сборника Петра Кузнецова
Каждый раз, когда раскрываешь очередной поэтический сборник, сразу пытаешься определить, как выделяется автор «лица не общим выраженьем». Ищешь какие-то особенные детали, строфику, рифмовку, которых не было у других.
Просматривая новую поэтическую книгу
кемеровского поэта Петра Кузнецова «Ama Fatum» («Возлюби судьбу»), я отчётливо
увидел такие характерные особенности. Прежде всего бросилось в глаза обилие
посвящений и эпиграфов, которыми иногда служат личные строки автора. Среди
любимых стихотворцев, которых поэт охотно цитирует, имена Георгия Иванова и
Евгения Винокурова. Творчество этих известных поэтов служит своеобразным
катализатором для собственных изысков кемеровчанина, профессора медицинской
академии, члена Союза российских писателей.
Книга разбита на циклы, которые П. Кузнецов озаглавил своеобразно: «Колодец памяти», «Уходит женщина», «Вечности великих», «Метаморфозы времени». Над всем творчеством довлеет философский прищур автора, его пытливое вглядывание в реалии сегодняшнего дня, сопоставление их с устоявшимися ценностями. Увы, это сопоставление часто получается не в пользу нашей злобе дня. Отсюда горькие строки:
Куда же бредёшь ты,
Россия Святая,
На паперти Века себя истязая?!
Заметно, что поэт боится быть
поглощённым суетой сует, единственное противопоставление которой –
созидательное творчество и непрекращающееся духовное самосовершенствование.
Даже простое неучастие в неблаговидных делах помогает сохранить душу. Недаром в
одном стихотворении П. Кузнецов восклицает, что он «Не ломал души окриком:
“Вольно!..”»
Миру современного чистогана поэт говорит решительное нет, ему милей приближённость к первозданной природе, её сказочности. Он признаётся, что:
…единственной тайной
земной
В мире пластика,
кожи, сафьяна
Мне казался
горбун-водяной,
Рожи корчивший с косм океана!..
По охвату использованных в строках
мифологем, звучных имён прошлого любой читатель книги увидит стремление автора
к энциклопедичности. И ещё угадывается деятельная натура, берущая Судьбу в
собственные руки, а не ищущая её в гороскопах.
Особняком стоит любовная лирика. Она тоже в основном минорна – от многочисленности утрат. В связи с этим приведу отрывок стихотворения, которое меня, что называется, сильно зацепило:
Я касался тебя
рукой,
И глаза твои в свете
лампы
Всё струили святой
покой,
Растворяя земные штампы…
Ты лежала, а я сидел
На подножье твоей
кровати –
Обнимать тебя я не
смел,
В паспортах наших
были печати…
…Странно вспомнить
это сейчас –
На исходе почти…
полвека!..
Всё же нежность я
нашу спас –
Ведь любил я в тебе… Человека!
В шестом выпуске альманаха «Голоса
Сибири» я также обнаружил имя Петра Кузнецова. Здесь он выступил с двумя
венками полусонетов. Я частенько между делом заглядываю в «Поэтический словарь»
Квятковского, но, честно говоря, о таком жанре даже не догадывался. Доводилось
слышать о другом. В Москве один поэт занимается циклопическими построениями в
форме короны сонетов. А венков полусонетов я не встречал в печати. И вот
сподобился.
Венок состоит из семи полусонетов, каждый из которых тоже заключает семь строк – четверостишие и трёхстишие. Приведём начало одного венка П. Кузнецова «Надмирный часовой»:
Распятый
одиночеством минут
Я, как Христос, вам
исцеляю нервы,
А жадный ветер
впился в космы вербы –
Он, как палач,
безжалостен и лют!..
Но под ногою муравьи
снуют –
Проводники, таинственные
шерпы,
И каждый камень им приют…
Благодаря этой публикации теперь я
знаю, что такая традиция заложена ещё до революции, занимались венками
полусонетов и в России, правда, очень редко, поэтому об этом мало кому
известно.
Напоследок процитирую ещё одно четверостишие Петра Кузнецова из цикла «Вечности великих» («Из Эдуарда Скобелева»):
О, не казни себя за
то, что жил,
Довольствуйся лишь
тем, что совершил…
Ты всей душой
стремился к созиданью!
Таким, как ты, – не
надобно могил!..
2008