Наш альманах - тоже чтиво. Его цель - объединение творческих и сомыслящих людей, готовых поделиться с читателем своими самыми сокровенными мыслями, чаяниями и убеждениями.
Выпуск седьмой
Сибирский музей
На людскую память нельзя полагаться; на беспамятство, к сожалению, тоже.
Станислав Ежи Лец
ВОЗДЕЙСТВИЕ СИМВОЛОВ И ОБРАЗОВ ЭКСПОЗИЦИИ, ПОСТРОЕННОЙ ПО ОБРАЗНО-СЮЖЕТНОМУ МЕТОДУ, НА ПОСЕТИТЕЛЕЙ МУЗЕЯ
(На примере экспозиции Новокузнецкого литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского)
Экспозиция Литературно-мемориального музея Достоевского построена с помощью образно-сюжетного метода. Это уникальный креативный метод, позволяющий представить экспозицию как цельное художественное произведение, включающее в себя различные средства художественной выразительности, существующие на нескольких уровнях (визуальном, вербальном, аудиальном, кинестетическом). Так принципиальной основой этого метода становится отношение к музейной экспозиции как новому виду искусства, которое обладает собственным языком. Основой языка музейного искусства является музейный предмет. Музейные предметы изначально информативны в содержательности, но, попадая в экспозицию, часто теряют своё основное предназначение и становятся художественными образами, символами и др.
Сюжетно-образный метод предполагает наличие художественной идеи, которая лежит в основе драматического действия. Экспозиционно-художественные образы объединены в один экспозиционный сюжет. Научное знание, которое является материалом для содержания экспозиции, заключается в художественную форму. Своеобразным «посредником» между наукой и искусством становится экспозиционер-сценарист, который определяет внутреннюю образно-сюжетную структуру, способную воплотиться в полноценное художественное произведение.
Тема экспозиции, как любого произведения искусства, представляется как инвариантная смысловая единица, определяющая собой его строение. Синхронная структура и диахронический процесс предстают как перевод темы в серию изображений с помощью определённой тактики, преследующей цели выразительности. Изображения, представляющие собой элементы (в данном случае экспозиционно-художественные) материальные и постигаемые чувствами, выстраиваются в определённый порядок, в свою очередь, основанный на принципах выразительности. В ходе сильного эмоционального и интеллектуального воздействия, изображения трансформируются в сознании в ментальное явление, называемое образом, заставляя воспринимающего «пережить» тему. Операции, осуществляющие переход от темы к изображениям, есть приёмы выразительности (Эйзенштейн).
Напомним, что экспозиционно-художественный образ отличен от простого тематического комплекса наличием художественной идеи. Это не отвлечённая мысль, а живое и конкретное осуществление смысла в чувственном образе. Однако на первоначальном этапе формирования идеи и образа создается «первообраз», который обличен в словесно-художественную форму. Так эстетический объект в экспозиционном искусстве формируется в результате сложного взаимодействия «первообраза», музейных предметов и средств функционально-декоративного оформления, где музейный предмет, приобретший в художественном контексте символическое значение, является основным средством создания экспозиционно-художественного образа. Выбор средств функционально-декоративного оформления обусловлен особенностями художественной идеи, ищущей адекватного пластического выражения. Так достигается эстетическая самостоятельность художественного образа.
На уровне восприятия происходит формирование образа, где учитывается вариация и субъективность воспринимающего. Символы, органично входящие в структуру образа, представляют собой универсальные знаки с закодированной в них многоплановой информацией. Они являются теми опорными точками, которые создают вокруг себя поле значений для создания собственных образов у воспринимающего, творящихся по направляющим изображениям, которые даёт экспозиция. Приёмы, такие как контраст, предвестие и др., используемые для создания образов, также служат их воздействию. Художественные приёмы – это важное средство управления восприятием, которое способно гарантировать, что экспозиционное содержание будет понято именно так, как это было задумано авторами.
Исследования создания образов и знаков с многообразием понятийных сфер, так называемых метафорических моделей (в нашем случае ими являются символы экспозиции), природы их воздействия на сознание человека лежат в разных областях научного знания. Известный психолог, автор «психоанализа» К.Г. Юнг обозначал рассматриваемые модели как «архетипы» сознания и относил их к сфере коллективного бессознательного, где откладывается совокупный, миллионы раз повторяющийся опыт человечества; эти «архетипы» сохраняются столетиями и между тем постоянно обновляются.
В основе воздействия экспозиционно-художественных образов на сознание людей лежат глубокие психические процессы, связанные с высшей нервной деятельностью человека. Можно говорить об одном и том же фундаментальном отношении к действительности и подчинении одним и тем же законам восприятия. Восприятие музейной экспозиции происходит в разных модальностях осознания (визуальная, аудиальная, вербальная, кинестетическая), которые выступают как его проявления. Экспозиция вступает в диалог с сознанием воспринимающего с помощью образов, звуков, ощущений. Особая роль отводится символу, который оказывает влияние на множестве уровней сознания. Ассоциативный смысл позволяет связать объекты и события воедино, вырастить смысл на своих ощущениях.
Нужно брать во внимание то, что экспозиция «говорит» на собственном языке. Символы и образы, составляющие её ткань, являются языковым явлением, существующим на уровне метафорического моделирования, и отражают процесс познания мира. В основе формирования образов и символов лежит модальная операция, которая объединяет разные понятийные сферы. Ассоциации создают те ментальные пространства, или понятийные сферы, которые образуют множественные значения.
Символ можно рассматривать как проявление аналоговых возможностей человеческого мышления. Они заложены в самой понятийной системе мышления человека, это своего рода схемы, по которым человек думает и действует. Соответственно, наблюдения за функционированием подобных схем человеческого мышления являются важным источником сведений об организации и функционировании человеческого разума.
Символы экспозиции Новокузнецкого литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского – не просто отвлечённые символы. Писатель сам был символистом в высшей степени. Его творчество вмещает от глубинных социально-психологических обобщений до глобальных общечеловеческих проблем бытия. Поэтому символы экспозиции читаемы в литературном контексте писателя. Воздействие экспозиции на личность посетителя идёт сразу по нескольким направлениям. Это осмысление судьбы Достоевского, истории «грозного чувства», которое потрясает писателя и оказывает влияние на всю его дальнейшую жизнь. Второй уровень воздействия – творческий. Символ и образ экспозиции является тем художественным проявлением, где концентрируется идея Достоевского, находит отражение его творческая мысль. Помимо этого, влияние образа и символа на сознание направлено на создание духовно-нравственных ценностей. Поскольку экспозиционно-художественный образ многозначен, прочтение его в полной мере осуществляется в контексте всей экспозиции, в экспозиционном сюжете. Экспозиция, как произведение искусства, способна заставить не просто оценивать и анализировать её, а сопереживать ей, когда образы становятся понятными и притягательными.
Символико-образная система, сценарий экспозиции НЛММД несут в себе запрограммированный комплекс эмоциональных реакций, чувств и ощущений, которые должны быть вызваны у его посетителей. Дом-музей становится реально-инфернальным Пространством, где происходит встреча писателя Достоевского и первой его жены, Марии Дмитриевны Исаевой, в мифологическом Времени. Виденье Марии Дмитриевны как «кузнецкой путеводительницы» составляет основу сценария экспозиции. Система образов и символов, являясь экспозиционно-художественным целым, произведением экспозиционного искусства, подчиняется этой мысли. Каждый образ и символ образует широкие смысловые поля, заключая в себе всевозможные значения.
Экспозиционно-художественные образы и символы являются выразителями философских идей писателя, они ведут к высокой христианской идее обретения Царства Божьего на земле, идее красоты, где Святой Дух, по Достоевскому, «есть непосредственное понимание красоты, пророческое сознание гармонии и, стало быть, неуклонное стремление к ней». Экспозиционный сюжет является путем познания художественных идей писателя Достоевского и, одновременно, идей авторов экспозиции, где Достоевский сам становится героем художественного повествования.
Воздействие каждого образа и символа экспозиции НЛММД на сознание посетителя, пути и особенности этого воздействия требуют глубокого и методичного исследования. Здесь немаловажны возрастные особенности посетителя – участника одного художественного процесса, что определяет готовность воспринимать глубокие философские обобщения и идеи, воплощённые в символико-образной системе музейной экспозиции. Большую роль играют разные, зачастую полярные интерпретации темы «Кузнецк в жизни и творчестве Достоевского». Это определяет различные представления о значении экспозиции. Кроме того, необходимы исследования на когнитивном уровне, рассматривая каждую из модальностей осознания, дающем глубокие представления о путях познания художественных явлений и их связях с объективной действительностью.
Литература
1. Ащеулова Т.С. К вопросу о методе построения экспозиции Новокузнецкого литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского. В сб. материалов межрегиональной научной конференции. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996.
2. Банах-Маникина А.В. Культурологические истоки некоторых особенностей поэтики Ф.М. Достоевского. В сб. тезисов IX межрегиональной научно-практической конференции. Новокузнецк, 2000.
3. Боденхеймер М., Холл М. Как оказывать влияние на людей. Как управлять сознанием. М: АСТ, Астрель, 2006.
4. Джонсон М., Лакофф Дж. Метафоры, которыми мы живём. Теория метафоры. М., 1990.
5. Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности. М.: АО Издательская группа «Прогресс», 1996.
6. Майстровская М. Музейная экспозиция: тенденции развития. В кн.: Музееведение. На пути к музею XXI века: музейная экспозиция. М., 1996.
7. Никишин Н. Музейные средства: знаки и символы. В кн.: Музееведение. На пути к музею XXI века: музейная экспозиция. М., 1996.
8. Поляков Т.П. Как делать музей? (О методах проектирования музейной экспозиции). М., 1995.
9. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.