Наш альманах - тоже чтиво. Его цель - объединение творческих и сомыслящих людей, готовых поделиться с читателем своими самыми сокровенными мыслями, чаяниями и убеждениями.
Выпуск пятый
Свет рампы
Автор пишет одну пьесу, актеры играют другую, а зрители видят третью.
Шарль Баре
Думитру Круду
НИЧЕЙНЫЕ ЛЮДИ
Страница 1 из 2
[ 1 ] [ 2 ]
Премьера этой пьесы состоялась 25 ноября 2005г. в Кишинёвском театре «Еужен Ионеско».
От автора. Этот текст основан на реальных историях, какие происходят и сейчас, а потому актуален. Я написал его после многих встреч с теми, кто отправился за границу на заработки на самую чёрную работу, и прочитав статью Георге Быткэ в газете «Тимпул», ставшую отправной точкой для сочинения пьесы. Я опирался также на другие публикации, появившиеся в нашей прессе.
Действующие лица:
Александру
Марко
Мария
Первая женщина
Вторая женщина
Третья женщина
Четвертая женщина
Старушка, не желающая возвращаться домой
Юноша
Итальянец неопределенного возраста
Сильвия
Виталие
Сцена первая
Площадь перед автовокзалом. Автобусы отъезжают один за другим. Народ толпится у входа в автобус, отправляющийся в Рим. Среди пассажиров и Александру.
Александру (указывая на окружающих его людей). Все уезжают из этой страны. Все. Никто не хочет ждать лучших времен. Весь народ уезжает: мужчины, женщины, молодые, старые, медики, инженеры, агрономы, архитекторы, продавцы, водители.
Есть сёла, в которых остались одни старики! Скоро мы станем страной без населения. Сколько денег делают ловкачи за счёт нас – тех, кто уезжает. Сколько их обогатилось просто на изготовлении фальшивых паспортов, виз, контрактов на несуществующую работу, отправляя нас нелегально в Европу. Многим выгодно, что мы уезжаем, очень многим, потому что уезжаем мы, вечно голосующие против, недовольные и возмущенные, те, кто хочет хоть что-то изменить, кто мыслит и хочет жить хоть немного по-человечески, кто болеет туберкулезом, у кого нет зубов, у кого дома старики-родители и безработные жёны, у кого маленькие дети, у кого – ни работы, ни ночлега.
Кому-то выгодно, что мы уезжаем. Потому что – всем известно! – «нет человека – нет проблемы».
Смена кадра. Автовокзал, но уже в Риме, куда въезжают десятки автобусов из Молдовы. Люди выходят из них чуть испуганные, но в то же время счастливые. Обнимаются. Кто-то падает на колени, обнимая землю.
Александру. Честно признаюсь – своим родным я даже не сказал, куда еду. А направился сюда, в Италию. Сделал себе левую визу, и вот я в Италии.
Пока что, однако, мне не удалось заработать здесь ни гроша.
Сцена вторая
Площадь в Риме. Мужчина неопределённого возраста толкает коляску, в которой сидит старик, одетый в пижаму и шлёпанцы.
Мужчина неопределённого возраста. Allora, ragazzi! Questo e il mio padre. Signori, attenzione, questo e il mio padre. Ho bisigno di qualcuno per curarlo.
Первая женщина. Что он говорит?
Вторая женщина. А этот что ищет?
Третья женщина. Кто-нибудь знает, что ему надо?
Виталие. Мне кажется, что…
Четвёртая женщина. Что тебе кажется?
Виталие. Нет, мне ничего не кажется.
Итальянец неопределённого возраста. Questo e il mio padre. Signori, attenzione, questo e il mio padre. Ho bisigno di qualcuni per curarlo.
Виталие. Он говорит, что это его отец и что он нуждается в ком-то, кто будет за ним… ухаживать, мне кажется, что он это сказал.
Мария. Но ты не уверен?
Виталие. Не очень-то.
Первая женщина. А я думаю, что он сказал именно это. Господин, я хочу ухаживать за вашим отцом.
Вторая женщина. Господин, я могу ухаживать за вашим отцом!
Сильвия. Господин, возьмите меня, прошу вас, меня!
Третья женщина. Лучше возьмите меня! Я разбираюсь в уходе за стариками. Я накопила огромный опыт, ухаживая за своим отцом, который не поднимается с постели и которого я оставила одного дома.
Четвёртая женщина. Да возьмите лучше меня!
Весь народ напирает на итальянца неопределённого возраста.
Итальянец неопределённого возраста. Calmi, calmi, ragazzi! Abiate pazienza! Paghero molto bene.
Первая женщина. Что он сказал? Мне кажется, что он сказал что-то важное?
Вторая женщина. А по мне – он сказал, что берёт меня.
Третья женщина. Что он сказал? Говори поскорее, что он сказал?
Виталие. Он сказал, что платит…
Первая женщина. И дальше что он сказал?
Виталие. Только это и сказал.
Вторая женщина. Но он сказал ещё что-то.
Александру. И я как будто слышал, вроде он сказал ещё что-то.
Третья женщина. Мужчина, не пытайтесь скрыть от нас что-то, а то вам несдобровать.
Виталие. Он сказал, что заплатит очень хорошо.
Весь народ напирает на итальянца неопределённого возраста.
Итальянец неопределённого возраста. Calmi, calmi, ragazzi! Abiate pazienza! Purtroppo, o devo partire per un anno per i problemi di lavoro.
Четвертая женщина. Что он сказал?
Первая женщина. Ничего от нас не скрывайте, мужчина, а то очень пожалеете.
Виталие. Он сказал, что уедет на год в Испанию, по службе…
Вторая женщина. Уехал бы побыстрее.
Третья женщина. Мне-то что за дело, куда он едет! Пусть – хоть в Африку!
Виталие. Говорит, что не может оставить отца одного в Риме, потому что очень любит его.
Итальянец неопределённого возраста. Non posso lasciarlo da solo, gli voglio molto bene. Per me I soldi non contano un cazzo.
Первая женщина. А теперь что он сказал? Что он сказал теперь?
Виталие. Он сказал, что деньги для него не проблема.
Первая женщина. Господин, возьмите меня!
Вторая женщина. Меня возьмите, господин!
Третья женщина. Лучше меня никто не будет ухаживать за вашим отцом. Я могу даже ноги ему мыть!
Весь народ атакует со всех сторон итальянца неопределенного возраста.
Итальянец неопределённого возраста. Ma ce un problema: lui e pazzo…
Первая женщина. Он возьмёт того, кто умеет делать пиццу? Я умею делать пиццу, господин! Я умею готовить пиццу!
Вторая женщина. Ты не умеешь готовить пиццу, Вера! Зачем врёшь? Signori, я умею готовить пиццу!
Итальянец неопределённого возраста. Non pizza lui e pazzo, lui e malato di mente, poverino. Si puo buttare dil balcone in ogni momento. Otal oppuze ti puoi rovare impovisamente colpito con una sedia in testa.
Первая женщина. Ну а теперь что он говорит?
Виталие. Он говорит, что его отец сумасшедший. И что он чуток буйный и может в любой момент спрыгнуть с балкона или пустить тебе в голову табуреткой, когда ты этого меньше всего ждёшь.
Первая женщина. Как, он ненормальный?
Виталие. Да, Вера, он ненормальный.
Вторая женщина. Господин, возьмите меня, ведь я была санитаркой в Костюженах!
Третья женщина. Даже в Италии нет спасения от сумасшедших!
Итальянец неопределённого возраста. Ci vuole un bel cane da quardia per lui.
Виталие. Однако ему нужна собака.
Итальянец неопределённого возраста: Ho bisigno di qualcuno per curarlo con un bel cane da quardia per lui.
Виталие. Да нет, ему нужно, чтобы кто-то ухаживал за ним, как собака.
Итальянец неопределённого возраста: Mio padre, vui e pazzo. Vui e malato di mente, poverino. Allora, ci cono dei volontari? Nessuno?
Александру. Господин, я хочу ухаживать за вашим отцом!
Первая женщина. Но ведь я была санитаркой в Костюженах!
Александру. Вера, извини, но я первый сказал. Господин, я хочу ухаживать за вашим отцом!
Все исчезают. Итальянец неопределённого возраста движется с коляской в сторону Александру. Торопливо смотрит на часы.
Итальянец неопределённого возраста. Benissimo. Sono molto contento. Ma ce ancora un altro problema: con lui e meglio din non comunicare. Non reagisce a nessuna parola, ora non capisce neanche I italiano, anche se tempo fa, parlava perfetamente quarto lingue.
Александру. Было бы здорово, если бы я ещё понимал, что ты мне говоришь, но я ничего не понимаю.
Итальянец неопределённого возраста. Reagisce solo alla frequenza della voce: quando e alta vuol dire che non sei contento di lui, quando e bassa, invece, sei contento. L ultimo infermiere ha finito in ospedala – gli ha lanciato una bottiglia in testa. Vi lasci qualche soldo per la spece. Lo stipendio ve lo mondo ogni mese. Buono fortuna, e molta pazienza. Ciao! Abbiate cura di voi! Ci sentiamo per telefono.
Александру. Было бы очень здорово понять, что ты сейчас мне сказал, но вроде бы я нашёл себе работу, а это – главное!
Итальянец неопределённого возраста торопливо смотрит на часы, поворачивается, открывает двери и уходит, не оглядываясь.
Сцена третья
Лестничная площадка, на которую выходит много квартир. Из одной раздаются шум и крики. Кто-то разбивает в доме всё, что попадает под руку. Слышно, как ломаются о стену стулья. Очень четко слышен звон сброшенных на пол бутылок и треск брызнувших в разные стороны осколков. Затем двери открываются и кто-то, в испуге, выскакивает наружу.
Александру (слегка прихрамывающий мужчина с бледным лицом). На помощь! На помощь!
Стучит в дверь слева, но никто ему не открывает, потом стучит в дверь справа – никакого ответа.
Александру (слегка прихрамывающий мужчина с бледным лицом). Помогите! Прошу вас, помогите!
Никакой реакции на лестничной площадке.
Александру (слегка прихрамывающий мужчина с побледневшим лицом обращается к зрителям). Помогите! Прошу вас, помогите мне!
Открывается дверь слева. Мелькает чья-то голова.
Кто-то, кто прячется за дверью и готов сейчас же её захлопнуть. Что случилось?
Александру (слегка прихрамывающий мужчина с бледным лицом). Он бросил в меня стул!
Кто-то другой, кто прячется за дверью и готов сейчас же её захлопнуть. А чем мы можем тебе помочь?
Александру (слегка прихрамывающий мужчина с бледным лицом). Он хочет убить меня!
Кто-то, кто прячется за дверью и готов сейчас же её захлопнуть. Но чем же тебе помочь?
Александру (слегка прихрамывающий мужчина с бледным лицом). Он сумасшедший.
Кто-то другой, кто прячется за дверью и готов сейчас же её захлопнуть. Заходи скорее и спрячься здесь! Быстрее!
Александру (слегка прихрамывающий мужчина с бледным лицом). Да не хочу я нигде прятаться!
Кто-то, кто прячется за дверью и готов захлопнуть её сейчас же. А тогда что ты хочешь?
Александру (слегка прихрамывающий мужчина с бледным лицом). Чтобы вы мне помогли!
Кто-то, кто прячется за дверью и готов захлопнуть её сейчас же. Но как?
Александру. Прошу вас, помогите успокоить его, чтобы он не разбил всё, что есть в доме, особенно ценные вещи. Его сын никогда мне этого не простит и заставит платить за убытки.
Кто-то, кто прячется за дверью и готов захлопнуть её сейчас же. Послушай, ты, успокой своего ненормального, мне ну никак не в кайф, чтобы сюда явилась полиция. Давай, сам успокой своего сумасшедшего, или мы успокоим тебя.
Кто-то другой, кто прячется за дверью и готов захлопнуть её сейчас же. Заходи к нам и спрячься! Быстрее. Вера, скажи ему, чтобы зашёл к нам! В конце концов, брось его.
Кто-то, кто прячется за дверью и готов захлопнуть её сейчас же. Куда, к нам? Ты понимаешь, что говоришь?
Александру (слегка прихрамывающий мужчина с бледным лицом). Я не хочу нигде прятаться и не могу его бросить.
Кто-то другой, кто прячется за дверью и готов захлопнуть её сейчас же. Боишься, что тебя найдут?
Александру (слегка прихрамывающий мужчина с бледным лицом). Нет, не боюсь. Я хочу, чтобы вы помогли мне успокоить его. Меня зовут Александру. Я из Молдовы.
Какая-то женщина (первая, которая выглянула из-за дверей, но не вышла наружу, теперь выходит на лестничную площадку). И мы тоже из Молдовы. Меня зовут Вера. Я была санитаркой в Костюженах. Мы ехали в Рим в одном автобусе. Не помнишь?
Александру (слегка прихрамывающий мужчина с бледным лицом). Ах, да, вспоминаю, мы приехали в одном и том же автобусе. Вы сидели рядом с шофером?
Первая женщина (первая, которая выглянула из-за дверей, но не вышла наружу; теперь выходит на лестничную площадку). Точно, я сидела рядом с водителем.
Кто-то другой, кто прячется за дверью и готов захлопнуть её сейчас же. А почему ты его не бросишь?
Александру (чуть прихрамывающий мужчина с бледным лицом). Потому что я ухаживаю за ним, и мне за это платят.
Вторая женщина (та, вторая, которая высунулась из-за края двери, а теперь тоже вышла наружу, на лестничную площадку). Ничего себе, службу ты нашёл – ухаживать за сумасшедшим!
Александру. А что было делать, если не нашлось ничего другого, что было делать?
Первая женщина. Но ты хоть искал что-то другое?
Александру упирается спиной в дверь, чтобы сумасшедший не вырвался наружу. Тот всё-таки толкает дверь, а Александру блокирует её спиной.
Вторая женщина. Ты хоть пытался искать иное?
Александру. Конечно, пытался. Я толкался повсюду, но никто не хотел меня устроить.
Третья женщина. Извините, но и нас работа ждёт. Пора двигаться, у меня столько дел!
Четвёртая женщина: И мне не до разговоров!
Александру продолжает придерживать дверь спиной, чтобы сумасшедший не вырвался наружу. Но тот бьётся в дверь, а Александру упирается в неё спиной.
Александру. Прошу вас, не уходите. Прошу, не оставляйте меня одного. Я уже не могу удерживать дверь. Боюсь, что он выскочит наружу. Десять минут назад, в присутствии сына он набросился на меня со стулом. Боюсь, чтобы он не набросился и сейчас. Боюсь, чтобы и сейчас у него не было чего-то в руках. Может, – ножа.
Первая женщина. Что ты там болтаешь? Господи!
Александру. Он же сумасшедший.
Сумасшедший толкает дверь. Александру падает. Обе женщины взвизгивают. Сумасшедший бежит к выходу из здания.
Александру. Он хочет удрать из дома. Помогите мне его поймать. Если он убежит, я не знаю, как и где его найти и останусь без работы. Ловите его! Перекройте ему дорогу! Не выпускайте его из блока! Здесь так тяжело найти работу. Если я останусь без этой службы, кто меня возьмёт на другую? Кому нужен человек из Молдовы, чужак?
Открываются ещё две двери. Появляются мужчина и женщина.
Александру. Если поможете мне его поймать, я поставлю вам вареники с брынзой и настоящим «Негру де Пуркарь».
Все бросаются в погоню за сумасшедшим. Бегут по ступеням блока.
Александру. Ловите его! Прошу, не выпустите его из помещения.
Сильвия. Закройте входную дверь!
Виталие. Я его поймал. Врезать ему?
Александру. Не надо. Прошу, помогите мне затащить его домой.
Первая женщина. Он не хочет идти.
Сумасшедший всячески отбивается и пытается вырваться из рук преследователей. Затем двери приоткрываются, и народ вываливается за ним.
Александру. Наваливайся на него.
Виталие. Хватайте его за руки и за ноги. Теперь врезать ему?
Александру. Нет, умоляю, не надо, упаси Бог, это же мой источник заработка.
Александру открывает двери квартиры, и вся команда вваливается внутрь.
Виталие. Оставим его здесь?
Александру. Лучше втащим в гостиную.
Первая женщина. Но как оставить его несвязанным?
Вторая женщина. Он может наброситься на нас или снова сбежит.
Александру. Я закрыл дверь.
Первая женщина. А если он нападёт на нас?
Сильвия. Свяжем ему руки за спину?
Виталие. Хорошая идея!
Второй мужчина заламывает сумасшедшему руки за спину и связывает их. Тот уже не двигается. Успокоился.
Виталие. Эй, где обещанные вареники и вино?
Александру. Принесу сию минуту.
Первая женщина. И что, так каждый день у тебя?
Александру. Да, почти каждый день.
Вторая женщина. Каждый день он тебе устраивает такие представления?
Александру. Да, почти каждый день. Особенно перед или после посещений его сына.
Сильвия. Странное совпадение.
Виталие. И как ты так живёшь?
Александру. Не знаю как, но видишь – живу. А что остается делать? Мне просто некуда деваться. Если б мне что-то предложили, я б удрал прямо сейчас, но ничего другого не светит. Сегодня в Риме очень трудно найти работу.
Первая женщина. И каждый день это дерьмо хочет тебя прикончить?
Александру. Да, почти каждый день. Но особенно перед приходом его сына. Не знаю, почему, но что-то тут есть.
Второй мужчина собирается дать сумасшедшему пощёчину. Александру хватает его за руку.
Александру. Не надо, не трогайте его.
Виталие. Он же хотел убить тебя.
Александру. Всё-таки, благодаря ему я имею работу.
Вторая женщина. Но почему он хочет тебя убить?
Александру. Понятия не имею. Без всякой причины.
Александру угощает их варениками и вином.
Сильвия. Надо бы тебе его бросить.
Александру. А куда мне идти. Здесь худо-бедно у меня есть угол. В первые дни, когда я приехал в Италию, я спал в заброшенном автобусе. В один прекрасный день этот автобус двинулся и я проснулся у черта на куличках. На второй день меня вышвырнули из кафе, где я работал сторожем, потому что вовремя не явился на смену.
Виталие. Значит, у тебя была ещё работа?
Александру. Да, но я потерял её прямо на второй день. И найти что-нибудь ещё, кроме как ухаживать за этим ненормальным, мне так и не удалось после этого.
Первая женщина. А зачем ты уехал из Молдовы?
Александру. Денег заработать. А вы, вы сами зачем уехали из Молдовы?
Вторая женщина. И мы всё потому же и уехали.
Александру. И что вы тут делаете?
Первая женщина. Я ухаживаю за толстухой.
Вторая женщина. Я официантка, а в этом доме снимаю одну комнату.
Третья женщина. Я портниха.
Четвёртая женщина. А я безработная.
Виталие (указывая на Сильвию и себя). А мы только сегодня завалились сюда. Будем жить в семье с первого этажа. Сильвия должна им готовить и заниматься стиркой. А я – я ещё не нашёл никакого занятия.
Все пьют вино.
Первая женщина. Дадим и ему стаканчик.
Александру даёт стакан вина сумасшедшему.
Вторая женщина. Как его зовут?
Александру. Марко.
Третья женщина. Марко, давай чокнемся!
Чокаются. Сумасшедший пьёт до дна.
Сильвия. Он ещё умеет чокаться.
Четвёртая женщина. Мы не знали, что чокнутым наше вино по вкусу.
Александру развязывает сумасшедшего.
Сильвия. А не боитесь, что он снова на вас нападёт?
Сумасшедший разглядывает какую-то фотографию в рамке на стене.
Александру. Нет, всё, он уже успокоился. Когда он разглядывает эту фотку на стене, – значит, затих, верный признак.
Вторая женщина. А что это за фотография?
Александру. Это фото его жены, она бросила его четыре года назад.
Первая женщина. Вообще мне бы надо сейчас посмотреть, что там делает моя толстуха.
Вторая женщина. Мне тоже.
Все расходятся.
Сильвия. Если вам ещё понадобится помощь, зовите нас!
Сцена четвёртая
Александру кормит сумасшедшего варениками, насаживая их на вилку.
Александру. Только бы ты не спрыгнул с балкона, Марко, а то я останусь без работы. В этом Риме так сложно найти себе работу, Марко!
Александру кормит сумасшедшего варениками, орудуя вилкой.
Александру. С чего бы у тебя начался этот приступ, Марко? Что тебя зацепило? Мне кажется, кролик. Каждый раз, когда я тебя кормлю крольчатиной, – начинается. Позавчера, когда я разделывал кролика, ты замахнулся на меня бутылкой молока. У тебя бешеная реакция, когда я хочу накормить тебя крольчатиной. Ты что, не выносишь кроличьего мяса? Не можешь видеть мёртвого кролика? Не знаю, может, мне следует перечитать Фрейда, может, он поможет мне понять тебя. Знаю, что всю жизнь ты был адвокатом и не имел никаких дел с кроликами. Жена от тебя удрала, но не с кролиководом же. Не понимаю, какая связь между твоей жизнью и кроликами. Потому что в остальном ты нормальный человек. Хорошо, больше я тебе крольчатину не предложу. Но, может, здесь кроется что-то другое, ведь твои приступы возникают перед приходом твоего сына. Сегодня ты столкнулся с ним, когда он выдавал мне зарплату. Ты ведь взорвался как раз, когда он пришёл. До того ты был спокоен. Может, твой сын причинил тебе какое-то зло? Как-то не верится. Твой сын любит тебя. Иначе с какой стати он нанял бы меня ухаживать за тобой?
Александру ходит вокруг сумасшедшего, который держит в руках фотографию своей жены.
Александру. Может, ты меня ненавидишь? Ты меня ненавидишь? Скажи откровенно. Наверное, ненавидишь, хотя не вижу никаких причин для этого.
Александру ходит вокруг сумасшедшего, который держит в руках фотографию свой жены.
Александру. Слушай, пойми и ты меня. Ты думаешь, что я от хорошей жизни уехал из дому? Как бы не так! Ты думаешь, что я не хотел бы сейчас быть рядом со своей женой и сыном? Конечно, хотел бы. Здесь никто не знает, почему я приехал в Италию. Только тебе я скажу, потому что ты ни фига не понимаешь.
Александру ходит вокруг сумасшедшего, который держит в руках фотографию своей жены.
Александру. Я уехал, когда узнал, что болен, когда узнал, что заболел…
Александру ходит вокруг сумасшедшего, который держит в руках фотографию своей жены.
Александру. Я уехал, когда понял, что уже ни на что не годен, когда медики запретили мне подымать даже ведро воды. Мне положено было находиться в постели, Марко, а моим родным ухаживать за мной: кормить и покупать лекарства. Вся любовь моей жены ко мне тут же улетучилась, Марко. Она, понятно, не требовала, чтобы я уехал, но постоянно скандалила и я её понимал: именно тогда она тоже осталась без работы.
У меня был выбор: стать обузой для семьи, или попытаться справиться самому. Я выбрал второй вариант. Я уехал, когда узнал, что болен, Марко.
Александру ходит вокруг сумасшедшего, который держит в руках фотографию своей жены.
Александру. Я приехал трудиться чернорабочим в Италию, Марко, чтобы самостоятельно заботиться о себе. Понимаешь? Ни фига ты не понимаешь, и поэтому я тебе всё это рассказываю. Я приехал трудиться чернорабочим в Италию, чтобы освободить своих от лишних расходов. Вначале я даже хотел окончательно порвать с ними.
Александру ходит вокруг сумасшедшего, который держит в руках фотографию своей жены.
Александру. Но после того, как я нашёл эту работу, я стал им помогать (кашляет). Каждый месяц я посылаю деньги жене, которая стала безработной, и моему мальчику, который учится в школе, и живут они в проклятом общежитии при цементном заводе, где все окна в коридорах разбиты и полы покрыты свинцовой пылью. Знаю, что могу умереть в любой момент, но всё-таки хочу помочь им выбраться из нищеты. Хочу помочь им купить себе квартиру. Думаешь, – такое удовольствие возиться с сумасшедшим? А что остаётся делать? Скажи, чем мне ещё заняться? Молчишь? А ты ответь! Заговори и ты хоть разок, и не молчи всё время, как будто я твой должник. Я тебе ничего не должен. Ничего. Понял?
Александру трясёт его за плечи.
Александру. Спишь? Уснул. Очень хорошо, что ты уснул. Как не устать после такого денька? Перенесу-ка я тебя в постель. Давай, я уложу тебя в кровать и укутаю. Доброй ночи, хотя на улице ещё белый день.
Александру укрывает сумасшедшего. Слышен стук в дверь. Александру приближается к двери. Видно, что он очень взволнован. Стук повторяется. Александру смотрит в глазок. Он очень испуган. И всё-таки он открывает дверь. Виден проезжающий на велосипеде мальчик.
Мальчик. Папа, мама стала пить ещё сильнее, когда ты уехал. Сегодня я вернулся из школы и нашёл её посреди двора, головой на цементном бордюре – так она спала. На улице дождь, папа. Я попробовал затащить её в дом, но не смог, папа. Что мне делать, папа? Почему ты молчишь, папа?
Сцена пятая
Перед фасадом блочного здания: Игорь и двое его друзей избивают Виталия.
Игорь (наносит удар). Что, не верил, что я найду тебя в Риме?
Виталие. Не верил.
Игорь (нанося удар). Что же ты не торопился отдать мне деньги? Почему не отвечал на мои телефонные звонки? Думал, что не найду тебя. Но я тебя нашёл. Теперь я не оставлю тебя в покое, пока не вернёшь деньги. Нет. Мне не нужны чужие деньги, хочу, чтобы ты отдал мне мои.
Виталие. Но я ещё не нашёл никакой работы, Игорь. Будь человеком, дай мне отсрочку хоть на месяц.
Игорь (нанося удар). Но и мне нужны деньги позарез. Чтобы вложить в другие дела. Я тебе одолжил, а не дал навсегда. Я тебе одолжил на три месяца, а прошло полгода.
Виталие. Подожди ещё месяц, и я тебе всё отдам.
Игорь (нанося удар). Нет, месяц – это долго. Я хочу, чтобы ты вернул весь кусок, который ты мне задолжал. Завтра в девять я приду за денежками. Если не вернёшь всё, тогда я поговорю с тобой по-другому.
Игорь со своими друзьями сбивают Виталие на землю, избивая его ногами. Затем Виталие с трудом добирается к квартире, в которой живет с Сильвией. Нажимает на звонок. Дверь открывает Сильвия.
Сильвия. Заходи быстрее, а то нас увидит Итало.
Торопливо они заходят в комнату в глубине. Сильвия, нервная и обеспокоенная, закрывает двери.
Сильвия. Ты с кем-то дрался?
Виталие. Наверное.
Сильвия. Ты весь в синяках.
Виталие. Да, меня избили…
Сильвия. Кто?
Виталие. Игорь, у которого я одолжил деньги, чтобы приехать сюда.
Сильвия вытирает кровь с его лица мокрым платком.
Сильвия. Но за что?
Виталие. Потому что я эти деньги ещё не вернул.
Сильвия. Господи, Игорь в Риме!
Виталие. Да, в Риме. Приехал за деньгами.
Сильвия. Но ведь у нас ни копейки. Зарплату я получу только через месяц.
Виталие. Господи, и зачем я тебя послушал, когда ты настаивала одолжить деньги у Игоря и приехать сюда!
Сильвия. Но ведь ты сам говорил, что больше не можешь выносить эту проклятую жизнь на квартире с единственной кухней и единственной ванной на весь этаж. Ты сам говорил, что сыт по горло и устал жить всю жизнь на квартире.
Виталие. Да, говорил. Но уехать – была твоя идея. Побудем, мол, несколько месяцев в Риме – заработаем деньги. И купим дом. Дом с кухней и ванной, дом с садом. Это ты убедила меня отправиться в Рим, но если бы я знал, что нас здесь ожидает, я бы не тронулся с места ни за что на свете.
Сильвия. Но ведь и ты плакался, что мы не можем выйти вечером в город, потому что всегда не хватало денег, и ты всегда ныл, что не можешь позволить себе кружку пива, потому что тогда останемся без ужина. Ты сам каждый день вздыхал, когда и у нас будет собственная квартира? Когда же нам жить, как люди, если не сейчас? Когда и мы сможем есть докторскую колбасу, если не сейчас? Когда? Через двадцать лет, когда мы станем развалюхами, которые не смогут двигаться дальше своего стула? Ты говорил так? Говорил? Или забыл?
Виталие. Да, забыл. Говорю тебе, я тоскую по нашей последней квартире. И я остался бы в ней и дальше, если бы ты не уговаривала уехать в Рим, чтобы разбогатеть. Что, разбогатели? Черта с два.
Сильвия. Умоляю, хотя бы не пей.
Виталие. Не могу не пить. Завтра в девять Игорь придёт за деньгами. А тут ещё наш мальчик, которого мы оставили у нашей соседки, заболел гепатитом.
Сильвия. Как, заболел наш мальчик?
Виталие. Да, Лариса мне позвонила и всё рассказала.
Сильвия. Когда она звонила?
Виталие. Сегодня.
Сильвия. И что она тебе точно сказала?
Виталие. Просила срочно выслать деньги, чтобы можно было положить мальчика в больницу.
Сильвия. Значит, я должна согласиться.
Виталие. Не хочешь ли и ты стаканчик водки?
Сильвия. Не хочу.
Виталие. А я выпью. С чем ты должна согласиться?
Сильвия. С тем, что я сделаю. Итальянец сделал мне одно предложение, я отказалась, но…
Виталие. И что, он увеличит тебе жалованье?
Сильвия. Да.
Виталие. И сколько ты получишь всего?
Сильвия. 3000 евро.
Виталие. Ну и прекрасно!
Сильвия. И ты даже не интересуешься, о чём речь?
Виталие. И знать не хочу. Знаю, что ты должна согласиться, что бы там тебе ни предложил этот итальянец.
Сильвия. Согласиться…
Виталие. Говори потише, чтобы нас не услышали соседи, Александру и Мария.
Сильвия. Тогда выйдем на улицу.
Виталие. Там мы можем столкнуться с полицией.
Сильвия говорит шёпотом.
Сильвия. Значит, ты предлагаешь мне сказать «да».
Виталие. Точно.
Сильвия. А ты не догадываешься, о чём идет речь?
Виталие. Не знаю, и это меня совершенно не интересует.
Сильвия. Тот, который меня нанимает, хочет, чтобы…
Виталие. Ничего не хочу слышать. Иди прямо сейчас и скажи, что ты согласна! Я прошу тебя, Сильвия.
Сильвия. И тебя не страшат последствия? А они могут быть ужасными. И для тебя тоже.
Виталие. Мне наплевать на последствия.
Сильвия. И тебе, правда, не страшно?
Виталие. Нет, мне не страшно Хуже, чем сейчас, уже не будет.
Сильвия. А, может, и будет.
Виталие. Не верю.
Сильвия. А я – знаю.
Виталие. Иди и скажи, что ты согласна.
Сильвия. А тебе меня не жалко?
Виталие. Жалко.
Сильвия. Не видно. Ты говоришь, чтобы я согласилась, а даже не спросил, что он потребует от меня!
Виталие. Ну ладно, скажи, что потребует от тебя итальянец?
Сильвия. Не могу тебе сказать.
Виталие. Не можешь?
Сильвия. Налей и мне стакан водки!
Виталие наливает ей стакан водки.
Сильвия. Как я буду смотреть тебе в глаза после этого?
Виталие. Слушай, сейчас не до сантиментов, Сильвия. Иди и скажи «да».
Сильвия. Значит, ты предлагаешь мне согласиться на любое предложение?
Виталие. Если откажешь, нас выбросят на улицу!
Сильвия. Да, выбросят.
Виталие. И где ещё мы найдём работу, за которую бы так платили?
Сильвия. Понятия не имею, где.
Виталие. И где мы будем спать?
Сильвия. Не знаю, где.
Виталие. И как мы вернём деньги Игорю? Завтра он придёт за деньгами.
Сильвия. И ты хочешь их вернуть ему после моего «да»?
Виталие. Не знаю, неужели нельзя по-другому?
Сильвия. По-другому.
Виталие. Я пробовал по-другому. Каждый день выхожу на площадь, обиваю все пороги, ищу работу, и что? Ничего.
Сильвия. Но ведь другие женщины нашли себе более достойные занятия – они портнихи, домработницы, прачки. Мария ухаживает за какой-то толстухой, Александру – за этим сумасшедшим, Лучия – официантка, Виктор работает на стройке, Василе моет машины. Может, мне лучше сказать «нет»?
Виталие. Таких денег ты больше нигде не получишь, Сильвия. Не найдёшь ты такой работы.
Сильвия. Значит, ты считаешь, что я, твоя жена, должна сказать «да»!
Виталие. У нас нет другого выхода. Завтра позвонит Игорь и потребует отдать деньги. Завтра мы должны вернуть их полностью. Иначе будут большие проблемы. Господи, что с нами станется, если мы не расплатимся с Игорем? Всё! Нам – конец! Он меня убьёт, Сильвия! И вспомни о нашем мальчике!
Сильвия. Виталие, ты сам скажи – что мне сейчас делать?
Виталие. Не знаю, Сильвия, не знаю. Это ты меня уговорила одолжить деньги у Игоря и ты же настаивала уехать в Рим и оставить мальчика Ларисе до нашего возвращения, так что теперь выпутывайся, как знаешь. Пока что я налью себе ещё стаканчик водки. Хочешь?
Сильвия. Да, и я хочу.
Пьют водку, не чокаясь.
Сильвия. Значит, я соглашусь. Налей-ка ещё стакан.
Пьют водку, не чокаясь.
Сильвия. Да, завтра мы вернем Игорю все деньги.
Виталие. Что ты сказала?
Сильвия. Я согласна на предложение итальянца. Налей-ка ещё стакан.
Пьют водку, не чокаясь.
Сильвия. Виталие, мы избавимся от этого долга.
Виталие. И тогда заживём, как люди?
Сильвия. Конечно. Хватит изводиться. Налей-ка мне ещё.
Пьют водку, не чокаясь.
Сильвия. Принимаю предложение итальянца. Хватит мучиться! Всю жизнь прожили в нищете, не вылезали из долгов. Не хочу больше ни у кого занимать деньги. Хочу иметь собственные и тратить их, как вздумается. Пошлю денежки Ларисе, чтобы устроить нашего мальчика в больницу. Может, избавится от этого проклятого гепатита. Конечно, избавится! Налей-ка мне стаканчик. Я пойду в соседнюю комнату и скажу им, что согласна, но с одним условием: чтоб мне заплатили за три месяца вперёд, авансом, тогда бы я смогла вернуть все деньги Игорю и выслать что-то и Ларисе.
Пьют водку, не чокаясь.
Виталие. На деньги, которые ты заработаешь, и на те, которые, надеюсь, получу и я, мы купим, наконец-то, собственный дом и не будем жить на квартире. Всю жизнь мы жили в чьем-то доме. Всю жизнь мы спали в чьих-то кроватях. Всю жизнь мы ели из чьих-то тарелок. Всю жизнь мы пили из чужих стаканов. Всю жизнь мы выглядывали сквозь чужие окна. Я сыт по горло, Сильвия, всё время сидеть на чемоданах. Хочу, чтобы у нас был свой дом, Сильвия. Хватит. Я не могу больше так жить.
Сильвия. Налей-ка ещё стаканчик.
Пьют водку, не чокаясь.
Виталие. Пятнадцать лет мы не были на море. Пятнадцать лет! Я забыл, какое оно, море, Сильвия!
Сильвия. Налей-ка ещё стакан.
Пьют водку, не чокаясь.
Виталие. Хочу на море, Сильвия. Хочу собственную квартиру. Хочу иметь свою кухню. Хочу иметь свою ванную, и чтобы в ней мыться, не наливая воду из тазика, а стоя под душем. Представляешь, стоять сколько хочешь под горячим душем, и вода льётся и льётся на голову, льётся на всё моё тело, Сильвия.
Сильвия. Налей-ка ещё стаканчик.
Пьют водку, не чокаясь.
Виталие. Осточертела мне эта дерьмовая жизнь, Сильвия, когда постоянно затягиваешь ремень потуже. Когда нам жить, как люди, если не сейчас? Когда? Через десять лет? Через двадцать? Когда, Сильвия?
Сильвия. Согласна, чтобы… налей мне стакан… налей-ка мне ещё стакан… налей мне полный…
Виталие. Когда ещё мы будем жить в этой жизни, Сильвия? Когда мы будем иметь наш дом, Сильвия, и сад, полный цветов? Когда и мы сможем увидеть море, Сильвия? Мы должны радоваться этой жизни сейчас, а не через 10 или 20 лет, Сильвия!
Сильвия уходит в соседнюю комнату. Виталие остается один.