Наш альманах - тоже чтиво. Его цель - объединение творческих и сомыслящих людей, готовых поделиться с читателем своими самыми сокровенными мыслями, чаяниями и убеждениями.
Выпуск пятый
Сибирь - Казахстан
Уважение к языку и культуре других народов – наипервейшее условие согласия в любом многонациональном обществе.
Али Апшерони
ПИЩА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА – СИЛА, КОНЬ – КРЫЛЬЯ!
Из сказов деда Жумахана
Так гласит старая поговорка казахского народа. Человек, который столетиями привык к таким поговоркам, как: «Не умеющего ценить коня, пешком научит ходить нужда» или «От смерти конь не унесёт, но от беды всегда спасёт», – такой человек с рождения до самой смерти неразрывно связан с верным другом – конём.
Издавна в казахских степях конь был неизменным участником традиционных обрядов и игр. Многие из них сохранились по сей день.
В ауле родился мальчик. – Путешественники, побывавшие в Казахстане в прошлые века, описывали интересный обычай. Новорожденному мальчику «посвящали» жеребёнка от лучшей кобылицы – бок о бок росли маленький джигит и будущий славный конь.
По старым традициям трёхлетнего мальчика впервые сажали в седло и устраивали праздник. Расходы получались большие, так что сыновья бедняков садились на коня впервые лишь в четыре-пять лет. К этому времени родители еле успевали «оправиться» после праздника рождения.
В назначенный для обряда день кололи скот и звали гостей. Женщины приносили с собой курт (сушёный овечий сыр) и иремшик (творог), которые бросали в переднюю часть юрты, приговаривая «Той тойга улассын», что в несколько вольном переводе означает: «Да чередуются у вас праздник за праздником».
Торжество начиналось с байги (конное состязание, борьба и «айтыс» певцов), после которой женщины брали будущего наездника из рук родителей и передавали почтенному старцу, а тот подсаживал его в седло к самому лихому джигиту аула. Джигит вёз мальчика по селению, и все дарили ребёнку, кто что мог: коня, подпругу, узду или детское седло.
Чудо как хорошо устроено казахское детское седло! У него высокие луки, которые надежно подпирают ребенка сзади и спереди. Каждая лука раздвоена, а на концах – отверстия, в которые, как в детских качелях, продеты палочки – они удерживают маленького наездника с боков. Вместо стремян к ленчикам прикреплены глубокие и широкие мешочки. В них опускаются ножки джигита-новичка. На седле – мягкая подушка, чтобы ему удобно было сидеть.
Такое детское седло – маленькое произведение искусства, которое усовершенствовалось веками. Подушка, чепрак, мешки для ног – всё расшито шелками и шерстяной нитью, всё радует взор.
Удалая байга. – Но вот подрос маленький джигит. Ему уже девять лет – он участвует в первой своей байге. Никогда не забудет он этого красочного праздника! Чуть не за месяц разосланы гонцы с приглашениями в соседние аулы, со всех сторон везут большие котлы для варки мяса, подносы, ковры. Назначают призы. В старые времена первым призом считались две «жамбы», то есть два слитка серебра, каждый весом в 600 граммов. Теперь же на байге призёр может получить самого лучшего коня!
Байга – праздник, который и сейчас приносит много радости жителям Казахстана. Истинно народная сущность его не изменилась – она создана веками. Кони проходят 25-30 верст – в одну сторону идут рысью, а обратно – в полный карьер. Кто наездники? Наш маленький джигит и его сверстники, мальчики девяти-двенадцати лет. Попутно народ с увлечением следит за борьбой пеших и конных борцов-палуанов (старинное слово «пегельван»). Победителем считается тот, кому удалось уложить противника. Если же борьба ведётся верхом, – побежденного полагается свалить с коня и утащить из круга.
На байгу съезжаются известные акыны, народные певцы и певицы, – их состязание (айтыс) становится одним из лучших украшений праздника.
Конь, победивший в байге, пользуется особым почетом. В его честь акыны слагают песни:
Скакун, ты потешил сердце хозяина,
Принёс ты ему бессмертие победы.
Прекрасен ты видом и полон достоинств без числа,
И нет той цены, что тебя была бы достойна.
Скакун, мой скакун с шёлковой уздечкой,
В табуне десятитысячном был бы ты лучшим!
Лихой кокпар. – Быстро бегут годы и маленький джигит превратился в юношу. Теперь он может участвовать в конной игре кокпар. Для этой игры нужны не только резвые кони и удалые наездники. Нужен еще один участник – козёл.
Двум конникам предстоит помериться силой: чья возьмет, кому удастся перетянуть на свою сторону козла или заменяющую его козлиную шкуру. Победитель мчится с добычей во весь опор, а остальные джигиты его догоняют, чтобы добычу отнять. Победитель бросает шкуру козла к ногам уважаемого аксакала, почтенного гостя или любимой девушки и получает взамен подарок. Этот подарок победитель может снова пустить в игру, обратив в эстафету вместо козлиной шкуры, и игра продолжается – это «киши кокпар» (малый кокпар).
Не только в кокпаре мог проявить своё мастерство юный наездник. Совершенствуясь день ото дня в верховой езде, он побеждал в игре «тенге алу» (доставание монет с земли): на полном скаку нужно было откопать и поднять с земли узелок с завязанными монетами. Он мог участвовать в стрельбе из лука: не слезая с коня и удивляя сородичей ловкостью, на полном скаку cбить стрелой высоко подвешенный слиток серебра – «жамбы».
Право на поцелуй… – Но вот наш джигит впервые ощутил чары луноликой сверстницы, – к её ногам он складывает добычу, выигранную в кокпаре.
Юноша узнаёт, что его избранница участвует в конной игре «кыз куу», что означает «погоня за девушкой». Он включается в игру и сперва сам догоняет девушку на небольшом расстоянии, а на обратном пути спасается от её погони. Или же наоборот, – сперва девушка догоняет джигита, а потом он её. Но столь ли важно, кто кого станет догонять первым? Важно то, что, догнав девушку, победитель приобретает право на поцелуй! Она же, догнав всадника, хлещет его камчой, и немало требуется выдержки джигиту, чтобы держаться на коне так, словно он и не чувствует ударов, и чтобы спина его ни разу не дрогнула.
Искусство выбирать коня. – Конь – постоянный спутник и верный товарищ джигита на протяжении всей жизни. А выбрать друга непросто.
Что сказал бы старый почтенный коневод юноше, пожелавшему выбрать коня?
– Этого коня, сынок, не бери, – посоветует он. – Не смотри, что он красив, погляди на него сбоку, и если глаза у тебя зоркие, – увидишь, что передние ноги немного короче задних. Стало быть, конь подведёт тебя при спуске с крутой горы, седло скатится к голове и он сбросит тебя на полном скаку.
– А как насчёт этого, ата? – спросит юноша, указывая на другого красавца.
– И этого разгляди повнимательнее, – скажет знаток. – Разве не видишь, что задние ноги у него короче передних? На гору он не взовьется, подобно соколу, и не понесет тебя ввысь по круче, – седло будет съезжать на круп.
– Ну а этот? Этого-то, наверное, можно выбрать? Статен он и красив, – через колечко пропустишь, пройдет – не заденет!
– И опять не спеши с выводами, сын мой, – говорит аксакал. – Глаза у него мутные, не может он прямо глядеть на солнце. Поскачешь против солнца, и ослепнет твой конь!
– Возьму этого! – решает джигит, обнимая за шею коня с белой звездочкой на лбу, «на счастье».
– И ошибёшься: копыта у него слишком тонки – быстро изотрутся на каменистой почве. Шея, как у лебедя, – длинная и красивая, – только не годится такая шея – устаёт быстро.
– Но какого же, какого коня взять? – спросит, отчаявшись, юноша.
И ответит ему мудрый коневод:
– А такого, чтобы ноздри у него были достаточно широки и передние ноги далеко расставлены – дышать будет свободно и полной грудью. И чтобы туловище не было чересчур коротким, а то будет задевать задними копытами за передние на полном скаку. И уши чтобы были не очень короткими, а мягкими, и ложились по ветру, а то будет ветер биться о короткие твердые уши – зря коня ярить.
– Я не запомню всего, ата! – разочарованно говорит юноша. – Теперь я и вовсе не знаю, какого мне коня выбрать.
– А ты «Кулагера» почитай. Поэта Жансугурова. И узнаешь, как из пятисот коней одного выбрать. Или песни Абая послушай, в имена коней вслушайся. Во многих из них – совет.
Дружба. – Как и подобает, послушался юноша старого коневода и выбрал низкорослого степного конька с неукротимым нравом. Сильного, с упругими задними ногами, которые, подобно стальной пружине, отталкиваются от земли и одним ударом могут убить любого противника.
Спутник, выбранный с таким тщанием, оправдает возложенные на него надежды. В необозримые дали понесёт он нашего джигита, не зная усталости, угадывая его желания, – послушный ему во всем.
Конь станет у изголовья хозяина, когда тот приляжет отдохнуть в степи, и тихим ржанием разбудит его, предчувствуя опасность.
Конь будет неоценимым помощником на пастбищах, – ему поручат собирать отары и даже охранять их от хищников. Потому что степной конь обладает удивительным свойством – он не боится волков. Более того, он способен убить волка. Сперва погоняет до полусмерти, а потом и лягнет задней ногой.
На охоте такой конёк обгоняет благородного кречета. Оправдывая поговорки и сложенные в его честь песни, он добудет славу хозяину в бегах и состязаниях.
Круговорот времен. – Быстро сменяют друг друга зимовки – кыстау, весенне-осенние куздеу и привольные дни на летних пастбищах – джайляу. Юноша достиг мужества и готовится ввести в свой дом «луноликую сверстницу», которая во время кыз куу одарила его не только ударами камчи, но и поцелуем.
В честь невесты он слагает стихи и песни, сравнивает девушку с легким как стрела иноходцем, с неукротимой кобылицей, с волшебным чалым коньком или ласково называет своим «ай-каска» – скакуном с белым пятнышком-полумесяцем на лбу – верным залогом счастья.
Воспевая возлюбленную, джигит не забывает и о друге – коне:
К любимой моей я мчался на верном своем скакуне.
Как бережно нес он меня и как плавно…
Чтобы сердце любимой понять, хватит лишь взгляда,
Ему, – чтобы меня понять, и слова не надо!
Настанет день, и в его дом внесут колыбель, украшенную совиными перьями – на счастье! – и его первенцу посвятят жеребёнка от самой прекрасной кобылицы…
И новые песни сложат акыны в честь юного джигита и верного его друга – коня.
Читатель, описанные здесь обычаи степи – драгоценный памятник духовной культуры казахского народа. И конь – постоянный друг человека во всех традиционных «действах». Тем самым он возвеличен не только как друг всадника, но и как неотъемлемая частица народной традиции. Пусть этот рассказ ещё напомнит нам, что бездушие и жестокость ко всему живому – не норма, а патологическое отклонение и злой недуг. И что в противовес – существует тесное и многовековое единение человека с природой! С каждым, самым скромным её детищем, и что каждое вписано в её скрижали «на равных», даже если не вдохновляло поэтов и зодчих...
Обработка казахского фольклора М. Кушниковой