Литературно-художественный альманах

Наш альманах - тоже чтиво. Его цель - объединение творческих и сомыслящих людей, готовых поделиться с читателем своими самыми сокровенными мыслями, чаяниями и убеждениями.

"Слово к читателю" Выпуск первый, 2005г.


 

Выпуск четвёртый

Обитателям пещер

Если  бы  обитатели  пещер  умели  смеяться,  вся бы история сложилась иначе.

 Оскар Уайльд

Александр Болотов

ВИДЕНИЯ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ

Было это в годы смутные, когда распалась связь времен, и хлеб родил худо, и юродивые кричали на митингах по всей державе. Когда нанесло с неметчины на отчие домы окаянных дистрибьютеров о шести главах, в лакированных пинжаках, с картавой речью прельстительной. Когда  засвистали, задергались в бесовских экранах лжемедовые рекламные прошмандовки, и распались хороводы, и потянулись парни с девками в смрадные города на прельстительный тот посвист.

Подкатит, бывало,  к столичному бизнес-колледжу рефрижератор с архангельским номером и надписью «Рыба» и выпрыгнет из кабины эдакий лобастый малец в американских кроссовках урюпинского производства.

- Ты чего... - ослабнет вахтер. - У нас давно всё уплочено...

- Из Холмогор мы... - угрюмо, но без стрельбы и насилия скажет детинушка. - Маркетингу учиться...

А, может, вахтеру всё это и поблазнилось после вчерашнего. Но вообще-то богаты призраками и видениями смутные времена...

Видение холопу Митьке

Думского боярина Твердохлебова холоп компьютерный Митька, что своему боярину на компьютере рейтинг предвыборный считает, рассказал как-то в едовом шопе дилера первой гильдии Хераськина, что будто бы случилось ему, Митьке, видение. Что будто вышел он намедни из валютного трактира и не то чтобы в дымину трезвый, но при своем уме и в здравом смысле, и будто на углу явились ему четыре стриженных молодца в кожаных куртках и тренировочных штанах «Адидас», попросили закурить, закурили, сказали «спасибо» и ушли. И к чему это, и как теперь жить дальше, он, Митька, не знает.

Народ в шопе посмеялся,  и  дилер первой гильдии Хераськин сказал, что это, скорее, к деньгам, вопрос только, кто, где и за что их с Митьки сдерет...

Видение дилеру Хераськину

Но грех смеяться над чужими видениями. Ибо приходит  время и ежевечернего кошмара дилера первой гильдии Хераськина. И только смерды закрывают заведение и откланиваются хозяину, только остаётся он один в пустынном и темном  шопе, - тут же является ему, как по расписанию, тень его секретаря обкома товарища Петра Митрича. И качается над прилавками, завывая и требуя партвзносы с оборота и отчисления на партийную газету от продажи тушёнки из тушканчиков, и отдельных партийных процентов от деликатных операций с тюменской нефтью, с чеченскими гранатометами да от весёлого заведения в бывшем пионерлагере «Светлый путь»...  И грозит: «Мы скоро вернемся, Хераськин, мы уже близко... В день возрождения советской власти мы спросим: «Коммунист Хераськин,  а где ты был,  а что ты делал?..»

Впрочем, через полчаса тень Петра Митрича, умаявшись витать и грозить, объявляет обычно Хераськину последний строгий выговор и, буркнув «я  в обком», втягивается в вентиляцию...

Видение у кассы

А на казённом чайниковом заводе, где издавна клепались чайники класса «земля-воздух», а после конверсии уцелевшие мужики, бабы и прочие казённые люди стали клепать чайники класса «плита-стол» и уже изрядно тех чайников склепали, но на четвертый заклепок не хватило, — завелся на том заводе призрак зарплаты. Строго пятого и двадцатого открывается со стекломерзким скрипом окошечко кассы и маячит в нем за сеткой паутины «чёрная кассирша». Трясет чёрной головой, перебирает чёрные ведомости и чёрными руками мечет чёрные купюры:

- Ну, кто первый?! Подходи, не задерживай!

Руку протянешь - ан беспросветной бестии и след простыл. И вот так каждый месяц, в аванс и получку. Но говорил в цехе блаженный технолог Василий, что будто бы по заветному слову обращается «чёрная кассирша» в живую суровую бабу и сварливо выдает настоящую зарплату настоящими деньгами - разноцветными и с картинками. И будто слово то передается от директора к директору из поколения в поколение и является страшной родовой директорской тайной, а за разглашение - кара лютая через получение зарплаты вместе со всем коллективом...

Видение на паперти

...Время смутное, время тёмное. Темно и зябко на паперти Государственной Думы. Братья и сестры, подайте, кто сколько может убогому избирателю на светлое будущее!

Депутат идет густо, подает нескупо, а под выборы и вовсе от щедрости шалеет. И если убогий не дурак, если может толково прослезиться над лучезарным прошлым, если вовремя скрипнет зубами о разворованной стране, хрустнет челюстями на аршинный список супостатов («вечная тебе память, раб  Божий Станиславский!») - глядишь, и набежит на светлое будущее до утра.

- Спасибо, товарисч, дай Бог тебе здоровья! Но пасаран! На север их, на север! Вперед к коммунизму! Боже царя храни! Даешь рынок! Спасибо, господа...

А то и выйдет из дверей главный скорбец за народ, думский боярин Твердохлебов, приблизится, не чинясь, и так тепло, по-дружески, спросит:

- Ну что, товарищ, холоп неверный, сытно ли тебе при твоей долгожданной демократии?

- Дык, господи, батюшка боярин!..

-То-то!.. Вот тебе, убогий, моя предвыборная программа, прочитай, размножь, раздай по холопам - и будет тебе счастье.

И, скорбя о нас, пойдёт к машине. Скорбно сядет в нее, попеняет кучеру, что кондиционер до сих пор не чинен («вот так и державу разваливают... э-хе-хе...») и, печалясь, велит гнать в вотчину, кою наскорбел себе за смутные годы.

Видение на панели

Но шальное время не обходит видениями и бояр. Нежный призрак, ангел во плоти, стуча каблучками по ступенькам, скатился к машине думского боярина Твердохлебова.

- Пресветлый боярин, помоги душе заблудшей десятью баксами на платные курсы передовых ткачих-многостаночниц!

И разгладилось чело у боярина. И подумалось ему... И ещё раз подумалось... О том, что...  Ну, не так, чтобы... да нет, не в том смысле, да и не ко времени... Ах ты, Господи...

- Многостаночниц, говоришь? У-у грешница...

Дал пять долларов, похмурился и добавил ещё полсотни рубликов на учебник по устройству и обслуживанию передовых ткацких станков...

Видение падшей девице

Багряные задние огни боярина Твердохлебова не успели скрыться за углом, а девица - нежный призрак - поимела своё собственное  видение. Помахивая кистенями, поскрипывая сапогами, зримо прея в черной униформе, подошли к ней три слегка добрых молодца (младшему форма трогательно велика). По-хорошему подошли, в ногу, и коренной молвил сурово:

- Сестра! Не позорь кровь свою! Не время на панели баксы сшибать, когда житья не стало от эскимосов! Поналезли к нам через Берингов пролив, замаскировались, во все щели проникли, и оттуда продают и спаивают доверчивый и страстнотерпный народ наш!

- И девок портють, - вздохнул средний. - Никакого на хрен генофонду не осталось!

- А всё из-за коварства тайных эскимосов, - застенчиво вставил младшенький, распихивая под ремень складки черной гимнастерки.

Девица ахнула, зарделась, прониклась, и тут же за неподдельное раскаяние и готовность бороться получила три братских поцелуя и брошюру про мировой эскимосский заговор...

Добры молодцы, узрев вдали подозрительный профиль, поспешили к нему рубленым шагом, а девица - светлый ангел, - оборотясь к ближайшей колонне, сказала:

- Можешь уже-таки вылазить - они переключились на эскимосов.

И убогий брат ея задумчиво вышел из-за хладномраморной колонны:

- Эскимосов? То-то я смотрю: конкурентов на паперти всё больше, и в кого не ткни -  тайный эскимос...

 

...Вечер распластался по бульварам, бесстыдно расшеперился по площадям, покрыл улицы. Лобастый малец, что надысь напугал вахтера бизнес-колледжа, неспеша протопал по городу, поглазел на срамных девок у «Интуриста» («страхолюдины!»), дал закурить двум потрепанным кандидатам в президенты, пощурился на вывески «Sex-shop «Lyubava» и «Kalinka-сompany», зажевал гамбургер и помог молодой маме перенести коляску с описавшимся будущим спикером парламента. И на мосту случилось ему видение. Привиделось ему такое будущее этой немыслимой страны, что тихо охнул малец и перекрестился на рекламный щит Народного банка:

- Всё, пора переходить на минералку...

Мостовая

Топ-топ, топ-топ... ой! .. топ-топ.

Маргариточка идет по головам.

Жалкие моралисты, инфантильные интеллигенты, энергетические кастраты, вопящие о безнравственности хождения по головам...

Топ-топ...

...Вам не понять неизъяснимую печаль человека, который вынужден проносить свою свободу и независимость по убогой мостовой из чужих макушек. Где туфельки то и дело скользят по потным ушам, вызывая снизу нудные протесты...

Топ-топ... Ой, блин, извините!.. Топ... топ...

...Где из-под ног то и дело слышится злобное шипение: «Ишь, разгулялась стерва!» - «Ничего, скоро шею свернет!» - «Ой, да что ж вы толкаетесь! Стойте смирно!» - «А вы тут вообще не стояли!»...

Топ-топ...

...Где каждый так и норовит за лодыжку цапнуть, а на прошлой неделе какая-то сволочь только зубами чвакнула — и напрочь откусила каблук у новой французской туфельки, а таких туфелек у Маргариточки, извините, не полный шкаф!..

Топ! Топ!

- Уй-юй! Ну, Маргарита Олеговна, ну вот опять... очки...

- Ах, простите, Аполлон Сергеевич, я вас не узнала! Ну как вы, дорогой? Как здоровье, печень, дети? Это ваш? Какая прелесть! Вот тебе конфетка. А вы все ещё без работы? Ай-яй-яй, какие времена!.. Извините, спешу...

Топ-топ-топ...

Деловые импотенты, которых акушерки когда-то ошибочно назвали мужчинами! Надувайте щеки, произносите слова, соответствуйте в постели, воюйте, бросайтесь под танки и на трибуны, проявляйте массовый героизм... Но избави вас Боже вставать на пути у женщины, идущей по головам!

Топ-топ, топ-топ...

- Марго! Ну сколько можно! Я уже весь вспотел и прочее... Ну когда, Марго?! Я соскучился!

- Ну не здесь же, милый. Потерпи, уже скоро. Дай я тебе макушечку оботру... Ты хоть голос подавай, чтобы я опять на моего мальчика не наступила... Целую!

Топ-топ, топ-топ...

- Маргуня! Маргунчик!

- Светик! Боже мой! Ну как ты?!

- Вот, познакомься... Это - мой...

- Где?

- Да ты на нем стоишь.

- Ах, извините! Очень приятно!

- И мне, и мне очень приятно! Жена столько про вас...

- Надо как-нибудь встретиться! Звони, дорогая! Целую!

Топ-топ-топ...

Маргариточка идет по головам. Печальная временная необходимость. Но уже свежий ветерок треплет её волосы и обдувает красивый, чуть выпуклый лоб. Значит, вершина недалеко...

- Господа! На сегодняшней презентации я хочу поднять первый тост за женщину нового типа, за виновницу торжества, которая, кстати, как раз вступает в мой фужер (внизу смех и оживление)...

- Ах, господа, мне, право, неудобно... Благодарю...

- Серега! Снимай скорей - смотри, какой ракурс! ..

Топ-топ, топ-топ-топ... топ...

- ... Ай! Мама-а! (откуда-то из голов: «Ритуля, дочка, ты не ушиблась?!»)

Не ушиблась. Но дьявольски запнулась об какую-то заразу в клубном  пиджаке, которая пыталась выкарабкаться наверх из общего месива.

Время застыло. Полет... Летит Маргариточка, рассыпая по ветру злые слезы. Головы волнуются:

- На взлет пошла!

- Свалилась!

- Простите, вверх не падают.

- Жалко девку. Потесниться бы да принять...

- Не волнуйся! Эти если и валятся, то опять к нам на головы...

Летит Маргариточка в лучах заката. Солнечный фон поглощает одинокую фигурку, и тут автор уже ничего не гарантирует...

Замороченные музы

Эти зарисовки - мизерная доля тех немыслимых случаев, курьёзов и историй, которые всегда происходили и происходят в области культуры и особенно в театрах и вокруг них. Перед вами всего лишь скромная личная добыча автора, который поскрёб по сусекам своей памяти, а также подобно старьёвщику прошелся по завалам чужих легенд и преданий. И дай Бог здоровья всем, кто щедро делился со мной своими историями...

 

Конец 70-х. Режиссёр нашего городского театра (замечательный режиссёр!) на очередной встрече с главой областной культуры. Когда все текущие вопросы были исчерпаны, и режиссёр уже собирался откланяться, глава придержала его и самым дружеским тоном сказала:

- Да, и вот ещё ... Дорогой мой, на вас обижаются. Ну что за мальчишество, ну зачем вы каждое утро, снимая трубку телефона, здороваетесь с сотрудниками КГБ?

 

Конец 70-х. Городской народный театр. Зал полон. Идет спектакль «Молодая гвардия». По ходу действия денщик немецкого офицера - сволочь фашистская - швыряет сапогом в Олега Кошевого. Неудачно швыряет: сапог улетает в оркестровую яму, аккурат на голову парня, который впервые пришёл в этот театр и в яме ждал, когда его друзья-артисты отыграют спектакль. Улетевший со сцены сапог этот парень воспринимает, как большую накладку в ходе спектакля (которую, к слову сказать, в зале никто и не заметил). И решает помочь ребятам...

Драматическая сцена между Олегом Кошевым и немецким денщиком. Тишина в зале. Тут из оркестровой ямы вылетает сапог и, описав крутую параболу, смачно шлепается на сцену. Публика в экстазе, весь драматизм летит к черту...

Между прочим, тот чудак из оркестровой ямы потом стал очень хорошим артистом, играл на профессиональной сцене и даже снимался в кино.

 

Рассказала заведующая литературной частью одного театра.

Дело было на Украине, ещё  при советской власти. Артисты областной драмы везут спектакль труженикам села. За рулём автобуса шофер театра по фамилии Понедельник - на Украине подобные веселые фамилии не редкость.

И надо же случиться такой беде, как авария. На одном из сельских проселков автобус перевернулся. Слава Богу, никто серьезно не пострадал, хотя и была пара переломов, но в основном - ушибы и стресс. Бедный Понедельник вообще впал в полную прострацию и закаменел - никаких реакций.

Как-то ухитрились вызвать «скорую», она приехала, бригада оказала первую помощь. После чего врач «скорой» обратился к завтруппой с просьбой помочь заполнить необходимый документ по поводу происшедшего.

Завтруппой - дама, которую вообще невозможно было вывести из равновесия. Всегда невозмутима, всегда хладнокровна, энергична и строга.

- Как фамилия водителя? - спрашивает врач.

- Понедельник, - четко отвечает завтруппой.

Врач внимательно смотрит на неё. Проверяет её пульс.

- Как вы себя чувствуете?

- Спасибо, нормально.

- Я спросил у вас фамилию водителя?

- Понедельник.

- Вы успокойтесь, - начинает волноваться врач. - Всё уже позади, всё хорошо, все целы. Голова не болит? Не тошнит? Нет? Ну, давайте... как у нас всё-таки фамилия водителя?

- Понедельник...

Этот уникальный диалог продолжался довольно долго, но всё-таки обошлось без госпитализации.

 

90-е годы. Молодой журналист собрался приобщиться к искусству и решил начать с театральных рецензий. Для начала он позвонил заведующей литературной частью «главного» городского театра и осведомился о их репертуаре в новом сезоне.

- «Федра»? Кто автор? Жан Расин? Одно «с» или два?.. А о чём?.. Ну, хотя бы вкратце...

У завлита было ангельское терпение и фатальная установка на дружбу с прессой. Следующие четверть часа журналист только торопливо строчил, изредка бормоча: «Потрясающе... А он?.. А тот?..»

- Что ещё  в планах? Ага, пишу: «Тартюф»... Первая «тэ»? Тимофей?.. Кто автор?..

Через некоторое время этот парень напросился на репетицию. Ставили Толстого - «Живой труп». Вскоре заведующей литературной части театра попадает в руки газета, в которой описана работа театра над постановкой. Завлит читает и у неё темнеет в глазах. Мало того, что журналист отметил, что «название известного романа Л.Толстого «Труп» режиссёр психологически усилил добавлением контрастного прилагательного «живой» - «Живой труп». Мало этого - он ещё глубокомысленно порассуждал о том, как символична стоящая в углу сцены лестница-стремянка (которую там, к слову сказать, забыл перед репетицией монтировщик). Но даже подобные «открытия» не так мучили бедного завлита, как вопрос: что же тогда из себя представляет главный редактор этой газеты?

 

Кассиры театров - настоящий кладезь околотеатральных убийственных ситуаций. Возьмем тот же «Живой труп». Генетическая жертва Великого Октября заглядывает в окошечко театральной кассы:

- «Живой труп» - это чё, про Ленина?

Или вот ещё  вопрос к кассиру:

-У вас сзади что? (Перевожу: есть ли места в амфитеатре?)

Кассир - женщина остроумная, острая на язык:

- То же, что и у всех.

- А почём?

- Договоримся...

 

Это надо просто цитировать. Документ, между прочим.

«Экспертное заключение

... ...бря 1996 г.

На основании запроса №... от ... ...бря 1996 г. заместителя начальника ОПР СОБ УВД экспертом-искусствоведом, Заслуженным работником культуры РФ (имярек) принята к исследованию следующая продукция:

- упаковка презервативов, изъятая в киоске №... ...-ского района;

- три упаковки презервативов, изъятые в киоске №... ...-ского района;

- упаковка презервативов, изъятая в киоске №... ...-ского района.

При исследовании установлено, что обложки всех представленных презервативов содержат красочные изображения полуобнаженных и обнаженных женских тел. Все изображения подчеркивают демонстрацию привлекательности женского тела, носят призывной к половому акту характер, что дает основания отнести эти изображения к явно эротическим.

Эксперт,

Заслуженный работник культуры РФ (имярек)»

Невольно представилось: «На основании запроса ОПР СОБ УВД... экспертом-искусствоведом, принята к исследованию картина Рембрандта «Даная». При исследовании установлено, что картина содержит красочное изображение обнаженного женского тела и носит призывной к половому акту характер...»

Вещи, конечно, несравнимые, но как подумаешь о критериях...

 

Интересно люди проявлялись в бурные девяностые. Причем, независимо от политических убеждений или отсутствия таковых. Вообще, по-моему, в мире есть две основные партии и две основные нации: люди порядочные и непорядочные. Но это так, присказка.

Было у меня два знакомых - творческие люди и пламенные патриоты. Когда мы собирались втроем, они так скорбели о гибнущей Родине, что мне даже неудобно становилось за свою недостаточную скорбь. «Все разворовывается! Все продаются! Куда мы катимся!..» и т.д., и т.п. Вот так они треплются о гибнущей России — полгода, год, два года... Как-то послушал их один мой друг-поэт и бестактно брякнул (после первых ста граммов): «Не знаю насчет того, что все продаются, но ещё столько денег не напечатано, чтобы, например, фашисты или коммунисты могли меня купить. Да и некоторые скороспелые «демократы» из бывших...» И тут два моих патриота заржали и хором завопили: «Так веди их сюда! Какая разница, кто платит!».

 

Что-то меня на политику перекосило. Вернемся к музам.

Москва, Литературный институт. Семинар Анатолия Приставкина. После основной работы (обсуждения чьих-то произведений, намеченного в этом семинаре) наш общий друг и очень хороший прозаик попросил несколько минут «для разрядки обстановки». И прочитал нам свой юмористический рассказ - удивительно длинную и нудную притчу о кулике, который что-то там делал на своем болоте. «Кто хочет высказаться?» - спросил Анатолий Игнатьевич. Мы по очереди заговорили: о слабостях этого произведения, об отдельных сильных моментах, о том, что юмор - это особая материя и т.д., и т.п. Очень серьезное было обсуждение. Последним, по традиции, высказался Приставкин. «Знаете, - задушевно сказал он, - что самое поразительное в этом произведении?..» Мы затаили дыхание. «...То, что вы говорили о нем целых двадцать минут! О чём тут вообще говорить!»