Наш альманах - тоже чтиво. Его цель - объединение творческих и сомыслящих людей, готовых поделиться с читателем своими самыми сокровенными мыслями, чаяниями и убеждениями.
Выпуск первый
Екатерина Алешина
ТАМ, ГДЕ РОЖДАЮТСЯ ОБРАЗЫ…
(Некоторые особенности художественной реальности Ф.М. Достоевского и создание
Новокузнецкого Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского)
Изображение действительности в художественном мире писателя всегда граничит с вымышленным, недостоверным, несмотря на наличие реалий того времени, культурно-историческую обстановку, переданную автором, использование прототипов-характеров. За внешним ходом «действительных» событий проглядывается основная мысль, идея, которую хочет передать писатель, осмысляя ее в художественных образах. Реалистическое изображение действительности было основой для создания художественных произведений 19 века. Несмотря на господствующее представление, внутри художественного текста создавалось нечто большее. Художественная литература 19 века обнаружила, что мировые процессы, исторические события, социальные проблемы влияют на «сердце человеческое». Непосредственное и опосредованное средоточие писателя 19 века на внутреннем мире человека, а в произведении – героя, выявило основное ядро вечных проблем, которые решает каждый человек в своей жизни в частности и человечество в мире в целом.
Особенное место в литературе 19 века занимает Ф.М. Достоевский. Уникальность художественного мышления великого писателя сразу была отмечена критиками, современниками Достоевского, но для них творчество писателя казалось каким-то «странным», «вычурным», «фантастическим». Такая художественная система не вписывалась в четкое понятие реализма, не только размывая его границы, но и давая новое его понимание.
«У меня свой особенный взгляд на действительность, и то, что большинство называют почти фантастическим и исключительным, для меня составляет самую сущность действительного…
Обыденность явлений и казенный взгляд на них, по-моему, не есть еще реализм», - писал Ф.М.Достоевский в одном из писем к Н.Н.Страхову.
«Реализм» Ф.М.Достоевского стал не только понятен, но и во многом продолжен в мировой литературе 20 века. Отправная точка личных и общественных событий была обнаружена Достоевским на уровне психической деятельности человека, в его нравственно-этическом выборе, в утверждении незыблемых законов бытия. «Фантастическое» в художественной логике писателя – это разная степень обыденности, пошлости, деформации человеческого сознания. «Реалистическое» связано с поиском и утверждением в человеке позиции «ты еси», которая открывает христианский смысл существования человека.
Проникновение Достоевского в эту «область предведений и предчувствий» происходило не только силой гения через его творческую интуицию, но и через жизненный материал, личный опыт. Писатель не просто переживал события, он находил внутри них связующие нити, неслучайно соединяющие людей, пространство, время. «Чтобы написать роман, нужно запастись, прежде всего, одним или несколькими впечатлениями, пережитыми сердцем автора. В этом дело поэта. Из этого впечатления развивается тема, план, стройное целое. Тут уже дело художника», - писал Ф.М.Достоевский.
Мировоззрение этого великого художника, выраженное в художественной и публицистической форме, по настоящему отражает «идею всеединства», «соборности», взаимосвязи каждой человеческой жизни с мировыми культурно-историческими событиями и ответственности каждого за происходящее.
Сущность мировоззрения Ф.М.Достоевского наиболее отражена в «Дневнике писателя». Писатель записывает наблюдения за окружающей действительностью, судебные дела, интересные факты, размышления о человеке и мире. На страницах «Дневника» рождаются самые необыкновенные и сокровенные художественные произведения. Ф.М.Достоевский соединяет разноплановые элементы в одну структуру «Дневника», чтобы напомнить читателю о «невидимых нитях», которые связывают разнообразные явления мира в единое целое.
Соприкосновение, взаимовлияние разных пространств: временного, событийного, художественного и мыслительного стало основой для создания Новокузнецкого Литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского. Метод построения экспозиции далек от привычного, традиционного метода. В Доме не воссоздана обстановка, в которой проживал, хотя и недолго Ф.М.Достоевский. Это невозможно потому, что музей не обладает подлинными мемориальными вещами, кроме самого Дома.
То, что бытовая значимость вещей не стала основой формирования экспозиции, дало возможность создателям музея через события, происшедшие с Ф.М.Достоевским в Кузнецке, найти механизмы построения экспозиции, соответствующие художественной логике писателя. Событийно действие, развернутое в экспозиции, не замкнуто на Кузнецком пребывании Ф.М.Достоевского (22дня), границы уходят в прошлое – на Семеновский плац, где должна состояться казнь петрашевцев, в числе которых молодой писатель. Внутренние переживания войдут впоследствии в роман «Идиот»: «Ему все хотелось представить себе, как можно скорее и ярче, что он теперь есть и живет, а через три минуты, будут нечто, кто-то или что-то. Да, кто же, где же? Что если не умирать, что если воротить жизнь – какая бесконечность». Будущее раскрывается не только в отношении с «кузнецким периодом» в жизни писателя, но и связано с философской записью, сделанной Ф.М.Достоевским в своем дневнике на следующий день после смерти М.Д.Исаевой, в 1864 году в Москве.
Событийное, пространственное и временное расширение границ экспозиции необходимо, чтобы знать, что в мире этого великого писателя основание построения художественных образов, развитие внутренней концептуальной мысли находится в реальности, а не в объективном мире, который лишь ее отражение. Дом наполняют не вещи, а символы-образы, открывающие для каждого посетителя свое значение. Экспозиция соотнесена с художественным произведением Ф.М.Достоевского, где читатель, а в данном случае посетитель, воспринимает ту информацию, которую готово воспринять его сознание.
Универсальность художественного мира Ф.М.Достоевского здесь в экспозиции воссоздана через биографические факты, личные переживания, художественные образы и философские мысли писателя. Его внутренний человек становится главным героем экспозиции.
Живой образ Марии Дмитриевны Исаевой, первой жены Ф.М.Достоевского, также раскрывается в экспозиции через воспоминания современников и письма Ф.М.Достоевского. Этот образ имеет и художественное воплощение в произведениях Ф.М.Достоевского. Зиночка Москалева из «Дядюшкиного сна», Катерина Ивановна из «Преступления и наказания», Настасья Филлиповна из «Идиота» и «Кроткая» - все эти образы в той или иной мере содержат черты внешнего облика, характера, судьбы и их сложных отношений с Ф.М.Достоевским.
Каждый зал, а их в музее четыре, последовательно раскрывает историю любви этих двух людей. Первый зал «Дорога» содержит в себе многозначительный символ, который вбирает смысл дороги писателя в Сибирь, на каторгу, в Кузнецк, за любимой женщиной, к самому себе в поисках «вечного идеала во плоти».
Второй зал «Мордасовский салон» - в условиях провинциальной гостиной, представленной в символическом красном цвете, погружает в атмосферу провинциального мира. Провинциальный город становится символом страстей и интриг, которые сплетаются вокруг человека. После смерти мужа, Александра Ивановича Исаева, «горького пьяницы», Мария Дмитриевна осталась в Кузнецке одна, в полной нищете, с сыном на руках. В этом зале сильно звучит тревога Ф.М.Достоевского за судьбу М.Д.Исаевой: «…всего хуже, окружена в своем городишке …людьми, которые смастерят что-нибудь очень недоброе: там есть женихи. Услужливые кумушки разрываются на части, чтоб склонить ее выйти замуж, дать слово кому-то, имени которого я еще не знаю. В ожидании шпионят за ней, разведывают, от кого она получает письма?».
В художественном сцеплении образов Ф.М.Достоевский идет дальше, образ провинциального городка – это задворки человеческой души, где останавливается настоящее движение человеческого сердца. Оно заполняется суетой, погоней за насыщением примитивных инстинктов в человеке, поэтому Зина Москалева, символ внутренней чистоты, мечтает любыми средствами « уйти отсюда, из этого проклятого Города, избавиться от всего этого смрада». Этот Город наполняют не живые существа, а маски, даже можно обозначить это состояние души однокоренным словом названного салона.
Третий зал «Треугольник» связан с появлением в отношениях М.Д.Исаевой и Ф.М.Достоевского соперника, Н.Б.Вергунова, молодого человека, учителя приходской школы. Переживая за судьбу любимой женщины, Ф.М.Достоевский встречается с Н.Б.Вергуновым и убеждает его отказаться от Марии Дмитриевны, «которая может служить украшением любого общества». В последствии Н.Б.Вергунов станет шафером на их свадьбе.
Этот зал наполнен борьбой, но не с соперником, а с самим собой. С одной стороны, Ф.М.Достоевский заботится о счастье М.Д.Исаевой: «Как сойтись в жизни таким разнохарактерностям, с разными взглядами на жизнь, с разными потребностями? И не оставит ли он ее впоследствии, через несколько лет…не позовет ли он ее смерти!..Бог мой,- разрывается мое сердце. Ее счастье я люблю более моего собственного…Она не должна страдать. Если уж выйдет за него, то пусть хоть бы деньги были. А для того ему нужно место…». С другой стороны, он внутренне сопротивляется собственному решению: «Друг мой! Мне ли оставить ее или другому отдать. Ведь я на нее имею право, слышите, право!».
Внутри экспозиции раскрывается внутренняя борьба в человеческом сердце, которую обнаружил, прежде всего, писатель в себе. Два противоположных начала делают человека двойственным, негармоничным, из-за этого человек переживает в жизни трагедию, мучается и редко бывает счастливым. В художественном мире Ф.М.Достоевского они не просто сплетены, каждое из них имеет право быть. В экспозиции они ясно выражены в третьем зале - «Треугольник». В левом углу находится «темное», эгоистическое, властное начало, выраженное в образе-символе паука. В правом – «светлое», доброе, жертвенное в образе «идеала человека во плоти» – Иисуса Христа.
Художественный пласт формирует эти начала в образы Парфена Рогожина и князя Мышкина, а свернуты они в образе Настасьи Филлиповны. Настасья Филлиповна символично отождествлена с образом человеческой души, за жизнь которой борются эти два начала: «Как будто необъятная гордость и презрение, почти ненависть были в этом лице, и в тоже время что-то доверчивое, что-то удивительно-простодушное…»
Последний зал «Венчание» напрямую связан с этим событием, которое произошло 6 февраля 1857 года в Одигитриевской церкви в Кузнецке. Посетитель музея становится невольным участником этой торжественной процессии. «За народом едва можно было протолкаться вперед…Дамы все были разнаряжены…В церкви полное освещение. Сначала, как водится, приехал жених…он не простой человек – писатель…Он был уже немолодой, лет тридцати восьми; довольно высокий, - выше, пожалуй среднего роста…Лицо имел серьезное. Одет был в военную форму, хорошо, и, вообще, был мужчина видный. Жениха сопровождали два шафера: учитель Вергунов и чиновник таможенного ведомства Сапожников…Худенькая, стройная и высокая, Марья Дмитриевна одета была очень нарядно и красиво, - хотя и вдовушка…Венчал священник о.Евгений Тюменцев в сослужении с дьяконом.Были и певчие…», - вспоминает одна из свидетельниц бракосочетания.
Символическое создание Храма внутри комнаты неслучайно в развитии экспозиции. В Храме не только получают развязку отношения между Ф.М.Достоевским и М.Д.Исаевой, но и здесь может найти успокоение уставшая от борьбы человеческая душа. Образ Храма – это первый образ, который возникает в сознании Ф.М.Достоевского, когда «дорога» только начинается, на Семеновском плацу. Здесь же она должна закончиться. В Храме незримо присутствует Высшее, Божественное начало, воплощенное в Богочеловеке, в «идеале человека во плоти», к которому всем своим творческим духом стремится Ф.М.Достоевский. В художественных образах нет необходимости, в Храме незримость и тишина говорят сами за себя.
«Дорога» закончена в Храме. Посетитель возвращается в первый зал. Перед ним образ Марии Дмитриевны перед смертью «с раскрасневшимися до пятен щеками». Через семь лет их совместной жизни М.Д.Исаева умерла от чахотки, а на следующий день, 16 апреля 1864 года, сделает запись в своем дневнике: « Маша лежит на столе. Увижусь ли я с Машей?» И далее: «Человек стремится на земле к идеалу, - противоположному его натуре. Когда человек не исполнил закона стремления к идеалу, то есть не приносил любовь в жертву своего Я людям или другому существу ( Я и Маша), он чувствует страдание и назвал это состояние грехом. Итак, человек должен беспрерывно чувствовать страдание, которое уравновешивается райским наслаждением исполнения закона, то есть жертвой. Тут-то и равновесие земное. Иначе земля была бы бессмысленна…».
Через опыт личных взаимоотношений с первой женой, с которой они «не жили счастливо», «по ее странному, фантастическому характеру», Ф.М.Достоевский обращается к христианской заповеди «Возлюби ближнего, как самого себя». Понятие любви углубляется до ее подлинного смысла: « Возлюбить человека, как самого себя, по заповеди Христовой – невозможно. Закон личности на земле связывает. Я препятствует. Один Христос мог, но Христос был вековечный, от века идеал, к которому стремится, и по закону природы должен стремиться человек. Между тем после появления Христа как идеала человека во плоти стало ясно как день , что высочайшее, последнее развитие личности именно и должно дойти до того в самом конце развития, в самом пункте достижения цели, чтобы человек нашел, сознал и всей силой своей природы убедился, что высочайшее употребление, которое может делать человек из своей личности, из полноты развития своего Я, - это как бы уничтожить это Я, отдать его целиком всем и каждому безраздельно и беззаветно. И это величайшее счастье…».
Эта запись выводит на новое понимание «кузнецкой коллизии» и задает более сильную смысловую нагрузку четырем залам: содержание человеческого сердца, его разлад и падение, покаяние и возвращение к идеалу. Ф.М.Достоевский открывает свои самые сокровенные мысли, т.к. они являются не его собственными, а имеют место в каждой человеческой душе, развернуты в культурно-историческом развитии человечества.
Созданная экспозиция в Литературно-мемориальном музее Ф.М.Достоевского в его художественно-мыслительной системе еще раз убеждает в том, что действительные события жизни не самоценны в развитии человека, они актуализируются только тогда, когда связаны с поиском и достижением смысла жизни человека.