Литературно-художественный альманах

Наш альманах - тоже чтиво. Его цель - объединение творческих и сомыслящих людей, готовых поделиться с читателем своими самыми сокровенными мыслями, чаяниями и убеждениями.

"Слово к читателю" Выпуск первый, 2005г.


 

Выпуск четвёртый

Лев Толстой и Сибирь

 Великих мужей рождают не матери, а Плутархи.

Станислав Ежи Лец

ОБРАЩЕНИЕ ПОТОМКОВ КОММУНАРОВ-ТОЛСТОВЦЕВ В МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Уважаемый господин Министр!

29.04.06г. в «Мемориальном музее духовной и материальной культуры друзей и последователей Л.Н. Толстого в Кузбассе» в средней общеобразовательной школе № 96 г. Новокузнецка, работающей по всероссийскому эксперименту – учебным планам, программам и концепции «Школа Л.Н. Толстого»,  во многом унаследовавшей идеи и принципы толстовской школы 30-х годов коммуны «Жизнь и труд», располагавшейся по берегам реки Томи на месте современного поселка Абашево, Орджоникидзевский район г. Новокузнецка,  в те годы Кузнецкого района, собрались на традиционную встречу потомки бывших коммунаров, чтобы повести серьезный разговор на тему 75-летия образования толстовской коммуны «Жизнь и труд» в апреле 1931 года.

Дети коммунаров, которым сегодня самим уже от 55 до 80 лет, съехались в свой музей из разных мест Кузбасса: Междуреченска, Мысков, Белово, Новокузнецка, из Абашева и Тальжино. Многие давно не виделись друг с другом. Встреча носила непринужденный, можно сказать, семейный характер. Заинтересованно и живо обсуждались следующие вопросы:

Издание мемуаров крестьян-толстовцев в кемеровском альманахе «Голоса Сибири» в 2005-2006 г.г.

Вспоминали дети коммуны  о местах, где прошли их детство и юность, о том, где, чей дом стоял, в каком месте поселка была школа.

Самый важный вопрос встречи – об открытии самостоятельного (не в школе) историко-литературного мемориального толстовского музея в г. Новокузнецке в преддверии 180-летия со дня рождения Л.Н. Толстого  как просветительского и воспитывающего духовность и нравственность учреждения – обсуждался бурно.

В результате было выработано обращение в Министерство культуры  и массовых коммуникаций Российской Федерации с просьбой оказать организационную помощь в открытии самостоятельного музея. Подписали документ единодушно.

Суть обращения состоит в следующем.

Сегодня нам, детям коммунаров, уже немало лет, возраст, как говорится, переходный. Мы пенсионеры. И вот перед уходом в вечность мы готовы духовное и материальное наследие наших отцов и дедов сделать общественным достоянием. Мы могли бы сосредоточить в будущем музее такие уникальные материалы:

 

1. Книжные раритеты – дореволюционные издания толстовских произведений Сытина, «Посредника», московских журналов толстовского направления 10-х - 20-х г.г.

2. Около десяти тысяч листов рукописей и писем друзей и последователей Л.Н.Толстого, В.Г. Черткова, И.И. Горбунова-Посадова, П.И. Бирюкова, мемуары наших родителей, стихи и проза, имеющих, на наш взгляд, не только познавательное, но и воспитательное значение.

3. Несколько сотен редких фотографий, запечатлевших как отдельных людей, так и группы, работающих в полях, на огородах, производящих высококачественную сельхозпродукцию для себя и для страны: в 20 км от коммуны «ЖИЗНЬ И ТРУД» строился гигант кузбасской индустрии – Кузнецкий металлургический комбинат, который прославил В.Маяковский в стихотворении «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и людях Кузнецка» - «Мы в сотню солнц мартенами воспламеним Сибирь»…Но мало кто знает, что Сибирь была воспламенена и духовным влиянием Л.Н.Толстого!

 

По словам А.М. Горького, «Толстой – это целый мир». Действительно, сегодня весь мир обращается не столько к художественному, сколько к этическому наследию Льва Толстого. А это – 9/10 его творчества.

Историей сибирской толстовской коммуны «Жизнь и труд» заинтересовались японцы. В 1998 году ректор Токийского университета «Сёва Дзёси» Кусуо Хитоми  прислал своих специалистов в Новокузнецк специально для изучения устройства и уклада коммунарской жизни последователей Л.Н. Толстого. Экспозиция школьного музея привлекла японских ученых настолько, что часть наших подлинников и копий выставлялась в Японии, в городе Токио в 2000 году. Выставка проходила на базе университета Сёва Дзёси под девизом «Лев Толстой – 2000. Воскресение!!!», о чем свидетельствует каталог, изданный на русском и японском языках. Названный университет активно проводил в своих программах и учебных планах толстовскую педагогику, правда, в японском варианте. Более десяти тысяч японцев оставили в книге отзывов свои восторженные впечатления. Они-то хорошо знают русского писателя, педагога и мыслителя. Только роман «Воскресение» был переведен в Японии семь раз разными переводчиками, и все семь переводов изданы! И стали достоянием островного государства. А как эффективно внедрили у себя японцы современный проект профессора В.Б.Ремизова «Школа Л.Н.Толстого»! Это отдельная педагогическая поэма.

Побывал у нас ведущий славист США, специалист по Л.Толстому и Н.Лескову профессор Индианского университета Вильям Эджертон, беседовал с живыми ещё в начале 90-х годов стариками-коммунарами. Он перевел на английский язык книгу «Воспоминания крестьян-толстовцев в 10-х – 30-х г.г. (Москва, «Книга», 1989г.) для американских читателей, и, что интересно для Америки, издание разошлось моментально. Школьный музей несколько лет состоял в корреспондентских связях с В. Эджертоном. Какой интерес к Толстому за рубежом!

А мы? Кроме названий романов «Война и мир», «Анна Каренина» и двух-трех детских рассказов, пожалуй, ничего не знаем о нравственных трактатах нашего великого философа.

Мы располагаем этими материалами, их влиянием на целый пласт культуры русского народа, пласт еще не исследованный.

Для этого и нужен самостоятельный музей в Новокузнецке, в котором будет идти живая просветительская и воспитательная работа, потому что история толстовского движения в нашем крае, как и по всей России,  в 30-90-х годах XX века прекрасна в своем величии и трагизме.

Причем не столько в географическом плане, сколько в разрешении сущности того этноконфессионального сплава, который «варился в сибирском котле». Идеи Л.Н. Толстого объединили здесь и московскую интеллигенцию и личных друзей Л.Н. Толстого, и толстовцев, и малёванцев, и добролюбовцев, и субботников, и атеистов, и анархистов, и простых православных тружеников-крестьян, для которых философские взгляды Л.Н. Толстого на братскую, правильно устроенную жизнь на земле без насилия и зла, стали путеводителем в сложном житейском мире.

Сотни семей из центральной полосы России, Урала, Украины, Поволжья, Кавказа, снявшись с обжитых мест, спасаясь от голода и так называемой коллективизации, а фактически избегая раскрестьянивания, устремились сюда, в Кузбасс, в неизведанные края,  воспользовавшись постановлением Президиума  ВЦИК СССР от  28 февраля 1930 года (протокол 41, параграф 5, о «переселении толстовских коммун и артелей»).

В апреле 1931г. первые добровольные  переселенцы стали съезжаться на пустынный, незаселенный дотоле берег реки Томи, на отведенный им властями земельный участок.

Ровно через год коммунары насчитывали в своих рядах полторы тысячи душ, «дышавших единым дыхом», в едином порыве пытавшиеся жить по совести, без «моё».

Кто были эти люди, - каждый из них, - это целый мир. Центральные издательства: «Книга» (Москва, 1989 год), журнал «Новый мир», Центрнаучфильм, телеканал «Культура», региональные журналы и средства массовой информации опубликовали большое количество материалов, которые можно отнести к теме «Л.Н. Толстой и Сибирь».

Но это лишь малая часть того духовного и материального наследия, которым располагает «Мемориальный музей друзей и последователей Льва Толстого в Кузбассе», по сути, музей коммуны «Жизнь и Труд». Его на общественных началах организовал потомок коммунаров, директор школы № 96 Борис Гросбейн  с группой наших энтузиастов. А сколько еще уникальных материалов находится в наших частных собраниях:

 

А) переписка с толстоведами США, Канады, Японии, России, Белоруссии: В. Эджертон, Питер Брук, Кусуо Хитоми, Ломунов, Шифман, В.Б.Ремизов, В.Н.Черепица и др.;

Б) переписка  с современными русскими писателями 30-90-х годов XX  века. Среди них Евгений Евтушенко, Сергей Поделков, Леонид Леонов, Давид Кугультинов, Николай Атаров, Григорий Медынский,  Ю.Феофанов, Т. Тэсс и многие другие;

В) переписка с известными учеными – востоковедами (Амусин, Свенцицкая) – по проблематике Кумранских находок, связанных с  рукописями Мертвого моря, с знаменитым кардиологом Н.Амосовым – по мировоззренческим вопросам;

Г) переписка с редакциями газет «Правда», «Известия», журналов «Наука и жизнь», «Наука и религия», журналистами Кемеровских газет и радио;

Д) переписка с музеями Л.Н. Толстого («Музей-усадьба Ясная Поляна», ГМТ), музей религии и атеизма в городе Ленинграде.

 

Общеинтересны такие малоизвестные  страницы истории коммунаров, как их зарубежные корреспондентские связи с французскими писателями Роменом Ролланом и Анатолем Франсом, духоборами Канады (русские сектанты, с помощью Л.Н.Толстого переселившиеся в Канаду), некоторые  из них лично участвовали в жизни коммуны, русские американцы помогали сельхозинвентарем, инструментами. Болгарские крестьяне-толстовцы  снабжали наших лучшими семенами ягодных и овощных  культур.

Японцы в 30-е годы на языке эсперанто интересовались жизнью русских единомышленников Л.Н.Толстого, они создавали свои коммуны.

Одна такая коммуна, подобная нашей, до сих пор процветает на окраине города Киото под названием «Единственный огонь» (Любовь).

А наша пережила страшные репрессии и разгром. За 2 года с 1937 по 1938 очаг разумно устроенной жизни, крепкий экономически, с современной точки зрения, был уничтожен властями, ушли в небытие братские, дружественные отношения людей, построивших жизнь без «моё» сейчас, а не откладывая на будущее. Достижения толстовцев в овощеводстве, молочно-товарном хозяйстве, коневодстве до сих пор остаются непревзойденными. Так, например, коммунары доставляли в столовые великой стройки КМК так нужные в питании рабочих, особенно в Сибири, ранние овощи из своей теплицы: огурцы и помидоры, иностранные специалисты не садились за стол без капусты с огородов «Жизни и труда», так боялись цинги.

Что касается их огромного духовного наследия, то оно ещё робкими шагами идет к своему читателю, слушателю и зрителю. Эти материалы собраны в видеофильмы, слайдфильмы, слайды, диафильмы, записаны на аудионосителях.

Уважаемый господин Министр, помогите нам организационно и материально открыть самостоятельный историко-литературный мемориальный музей в г. Новокузнецке. Не преследуя никаких материальных выгод, думаем, что в условиях большого города такой музей принесет много пользы обучающимся школьникам, студенческой молодежи, широкой общественности в формировании духовности, любви к родине, земледельческому труду и экологическому мышлению.

Музей станет учреждением, воспитывающим высокую нравственность, о чем неоднократно говорит в последнее время Президент России В.В. Путин. Мы сможем воспитывать ненависть ко лжи, несправедливости, неравноправию, будем учить любви к истине, к России.

С уважением, дети бывших коммунаров

Рыбак Е.В., Шипилов Н.П., Шипилов В.А., Каретников Ю.Л., Каретников Е.Л., Шилов Л.А., Шилова Л.А. (Малород), Чубукова Е.Е. (Баранова – Яровая), Ахметшина М.А. (Совина), Никитина Е.И. (Драгуновская), Сыроваткин И.О. (Чекменёв), Комарова М.А. (Попова), Кожухарь Т.И. (Котляр), Яким В.Ю. (Егудина), Москвичёва Н.П. (Литвинова), Чаткин М.А., Юминова В. Л. (Алексеева), Носкова В.А. (Верле), Тетенова Т.П. (Литвинова), Гросбейн И.А., Гросбейн Б.А.

От составителей

Опубликованные в этой рубрике стихи Анны Малород, которые отнюдь не являются шедевром поэзии, мы приводим лишь потому, что они отражают в своей безыскусности простодушный внутренний мир автора, проникнутый всетерпением и кротостью. Более того – строфы рассчитаны на музыкальное сопровождение, это своего рода «романсы» для коллективного пения в кругу друзей-коммунаров, продолжавших жить по толстовским заветам – в непротивлении злу (вспомним кроткую терпеливость Малород в лагере для «исправления легких проступков» – в ее случае, вероятно, недостаточно атеистические речения в школе, ведь она учительница), в простоте и бесхитростном образе жизни, в надежде на помощь Всевышнего. Искренность музыкального исполнения этих строк искупала их несовершенство.

Может показаться странным, что лагерь, в котором пребывала Малород, довольно «щадящий»: позволено посещение родственников и побывки в семье. А ее семья – горсточка коммунаров, живущих неподалеку.

Однако – 60 ведер воды, которые слабая и больная женщина должна натаскать ежедневно в барак, на уборку которого уходит целый день, а вечером в него возвращаются лагерники в обуви, измазанной жидкой грязью! И так – каждый день…

Каковы же были условия труда в «настоящих» лагерях, догадываться не приходится: листаем «Архипелаг ГУЛАГ» А.И. Солженицына.

Ссылки по теме:

Борис Гросбейн. ПОСЛЕДОВАТЕЛИ ЛЬВА ТОЛСТОГО В СИБИРИ

Юлий Егудин. СЛОВО ОБ АННЕ СТЕПАНОВНЕ МАЛОРОД

Анна Малород. ДНЕВНИК УЧИТЕЛЬНИЦЫ ТОЛСТОВСКОЙ ШКОЛЫ