Литературно-художественный альманах

Наш альманах - тоже чтиво. Его цель - объединение творческих и сомыслящих людей, готовых поделиться с читателем своими самыми сокровенными мыслями, чаяниями и убеждениями.

"Слово к читателю" Выпуск первый, 2005г.


 

 Выпуск девятый

 Сибирь - Казахстан

 Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить.

Томас Алва Эдисон

Гулжахан Орда

ТОЛЕГЕН АЙБЕРГЕНОВ[1]

(1937-1967)

Гулжахан Орда – с.н.с. Института литературы и искусства им. М.О. Ауэзова, к.ф.н.

 

Толеген Айбергенов родился 3 марта 1937 года в местности Кегейли Коныратского района Каракалпакстана. Начав своё образование сначала в семилетней школе имени Чкалова, он с восьмого класса учится в средней школе имени Максима Горького и воспитывается там же в детском доме. В 1954-1959 г.г. учится в факультете казахского языка и литературы педагогического института имени Низами в Ташкенте. После окончания института в 1959-1962 г.г. работает учителем Коныратской средней школы, а в 1962-1965 г.г. исполняет обязанности директора вечерней молодежной школы Сарыагашского района нынешней Южно-Казахстанской области. С 1965 года, работая в бюро пропаганды литературы при Союзе писателей Казахстана, окончательно стал заниматься творчеством. Создав за свою короткую жизнь великолепные произведения, он обогатил казахскую поэзию в плане содержания и жанра. Его поэзия отличается мелодичной тональностью, новой интонацией. Пережив такие же жизненные перипетии, как и его современники Мукагали Макатаев, Жумекен Наджимеденов, он всё же нашёл свою собственную нишу в поэзии. Он писал не о неизлечимых ранах прошедшей войны, а с воодушевлением воспевал сегодняшние мирные дни.

Поэт Толеген обогатил казахскую поэзию сборниками стихотворений «Дорога к мечте» (1963), «Путешествие в жизнь» (1965), «Башни на песке» (1968), «Я был влюблён в тебя» (1970), «Наказ» (1975), «Дорога к мечте», «Избранные произведения» (1976), «Намечается у меня одно торжество» (1989) и т.д. Произведения, вышедшие из-под пера отличившегося своим дебютным сборником «Дорога к мечте» поэта, оригинальны по своему строению слов. Песня «Моя Республика», написанная по дороге в Алматы для публикации сборника стихотворений «Дорога к мечте», стала своеобразным вступлением в этот сборник. Живший вдали от Родины молодой поэт, следующими строками стихотворения обратил к себе внимание общества поэтов во главе с А. Тажибаевым и С. Бегалиным:

Этот край – волшебная страна,

Откуда казах к звездам летал.

Вот друзья, здравомыслие партий,

С которой возродился Казахстан!

Поэт, воспитывавшийся на поэзии туркменского классика Махтумкули, каракалпакских поэтов Бердак и Ажнияз, смог поучиться и у узбекских, и у казахских акынов. Любовь к родному краю, народу в его поэзии берёт своё начало с родного аула Кегейли. В своём стихотворении «С Кегейлинской тетради» он в стиле толгау из поэзии жырау оригинально описывает таинства земли своих предков: «На взгорьях твоих свои девичьи годы, Мать провела в весельях, Кегейли… В ложбине твоей бабушка, набирая воду, Оставила свои серьги, Кегейли…». Поэт, родившийся в Каракалпакстане, получивший высшее образование в Узбекистане, живший в Казахстане, смог стать родным сыном трёх народов. Он с гордостью пишет: «Стал я гвардейцем сегодня, Трёх сросшихся планет». Поэтому многие стихотворения поэта посвящены Каракалпакской земле и её народу. Выразив свои чувства в стихотворении «Песни о Каракалпакии» словами: «Разве можно тебя забыть? Забыть – значит не любить» поэт ни на миг не забывал родную землю. Он посвятил Каракалпакии такие стихотворения, как «На берегу Амударьи», «Родному народу», «Песни об Амударье», «Конырат», «Родному краю», «Родная земля», «Мой аул» и другие.

То, что заветной мечтой Толегена было жить на родине предков в Казахстане, ясно заметно в его поэзии. Поэтому в его поэзии доминирует тоска по Родине. Написавший в «Аруана – родственная душа»:

Аруана (верблюдица), попав в плен врага,  убивает своего верблюжонка, разжевав

Чтобы траурное лицо её не видели враги, не оборачиваясь, уходит,

Плача от горя, не останавливаясь, бежит она до самого дома,

Даже если неделями и месяцами безжалостная пустыня убивает жаждой,

Пока не найдет свой кол, не остановится она ни за что, если даже умрёт.

Поэтому ты так дорога мне своим чистым сердцем,  аруана – родственная душа,

Что проживёшь ты свою жизнь, тоскуя по своей Родине.

– поэт как и аруана, не находил покоя, пока не поставил якорь на своей Родине. Он и достиг своей мечты. Приехав в Казахстан, служил казахскому народу. Живя в Казахстане, посвятил родной земле такие стихотворения, как «Моя республика», «Из туркестанской записи», «Каратау», «Карашык», «Карсакты», «Аруана – родственная душа», «Весна в Казахстане», «Земля предков». Поэт посвятил городу своей мечты Алматы стихотворения «Алатау», «Мой Алматы», «Алатау, повернись ко мне лицом». В стихотворении «Мороз» он пишет:

Нагоняя чёрные тучи над головой,

Ты можешь мне испортить настроение.

Но сердце моё, любящее Алматы,

Ты никак не можешь остудить.

В первом стихотворении «Алматы» пишет:

Ты – столица моего вдохновения,

Ты – начало моего таланта,

Ты – молодой город моей надежды,

Ты – столица моей мечты.

Поэт, объезжая все уголки Казахстана, воспевал достижения каждого населённого пункта. В стихотворениях на мангистауские темы «Задушевная беседа», «Шевченко – столица нефти», «Башни», «Эхо в груди», «Кюи», «Река Жаик», «Ак ерке Ак Жаик», описывая жизнь нефтяников Западного Казахстана, прославляет их подвиг в борьбе за освоение чёрного золота из недр такими строками: «В Мангистау пришёл двадцатый век, Устанавливая на башнях прожектора, Чтобы не погасли они, Учёные мужи проводят бессонные ночи, Косы из берёз распускает Жаик, Жаик, ты краса земная!». Безусловно, «Стихи о Мангистау», «Стихи об Арале» – это пламенные стихотворения, рождённые в результате огромной любви к Родине. Если, приехав в Туркестан, он сочиняет стихотворения о куполах мавзолея Ходжи Ахмета Яссауи, то в другой раз посвящает свои стихи труженикам Семея и хлопководам вдоль реки Сырдарья. Таким образом, любовь поэта к Родине вылилась из Кегейли в Алматы, из Алматы в Казахстан, из Казахстана в Советский Союз.

Толеген, как и другие поэты, вдохновенно воспевал любовь детей к матерям. В своём стихотворении «Матери» он передаёт свою печаль в связи со смертью матери таким образом:

Ушла из жизни мать моя – апостол трёх детей моих,

Цветущий сад для сердец трёх малышей.

Отцовский дом слагал песни о том,

Что из под моих ног ушла земля…

Воспевание важных этапов жизни человека – это давнейшая традиция в казахской поэзии. Можно сказать, что почти нет таких поэтов, которые бы не слагали песни о таком важном возрасте мужчин, как 25 лет. Толеген отдал свою дань этому важному возрасту такими песнями, как «Двадцать пять», «Двадцать пять – станков…», «Все добрые люди за тебя», «Двадцать пять, если бы ты стал горой» и т.д. Поэт, сравнивая двадцатипятилетний возраст то с горой, то с вершиной и глубиной, то с небом и землёй, то с совестью и честностью, заключает: «Двадцать пять лет – это крутящееся веретено станков. Топот лошадей, скачущих в байге».

Одна из тем, занимающих приоритетное место в поэзии поэта – природная лирика. В 1958 году, впервые опубликовав, будучи ещё студентом, своё стихотворение «Пейзаж» в газете «Казак адебиети», поэт и в последующие годы ни на миг не забывал красоту природы своего родного края. Ещё в начале пути сумев описать с художественной образностью природу словами: «Щедро изливая свой золотой свет, Солнце улыбается, шевеля бровями», поэт словно оживляет окружающий мир. Поэт, оживляя явления природы, то ведёт с ними задушевный разговор, то не скрывает своё восхищение чудесами природы. Например, в своём стихотворении «Утренняя песня»:

Нежный ветерок ласкает душу и тело,

Бледнея, начинается утро, рассвет забрезжил.

На солнечных лучах искупавшись,

Зелёный луг переливается цветами,

Или:

Густой камыш шумит со смехом, обгоняя друг друга,

Падая вниз, обратно расправляется.

Родничок распевает звонким голоском,

Падая ниц его волны, беседуют с ветерком.

– благодаря мастерству поэта, перед глазами всплывает картина оживления неодушевлённой среды. В своих стихотворениях «Солнце – барышня, упавшая с горизонта», «Луна на небе напоминает висящую лампу», «Твоим мечтам не будет конца…», «Сижу, укутавшись ночной темнотой», «Путешествие в садик», «Кивая головой своей на вершине горы», «Что за красота такая», «В горной дороге» и других поэт через новые рифмы создал новые образы. Такие рифмы, как: «Барышня-Солнце, упавшая с горизонта», «Луна на небе – как висящая лампа», «Простирается степь больная гриппом, На усах деревьев замёрз ледяной иней», «Юбку застенчивого молодого деревца, Ветер задирает играясь и шутя», «Ветер воет, играя на кобызе», «Искусная зима сделала озеро похожим на учёного мужа, Надев на его глаза очки…» являются новыми рифмами, которые поэт внёс в казахскую поэзию.

Он был глашатаем своей эпохи, воспевая советское время, в котором жил сам. Это можно увидеть в его поэме «Монолог космонавта» и в таких произведениях, как «Великий Ленин», «Песни о вожде», «Песни о партии».

Через свою басню «Осёл и сорока» поэт призывает своих современников призадуматься. Он образно охарактеризовал добро и зло, честность и алчность, добродушие и злодейство. Большим достижением поэта является его умение довести до людей через басни и хорошие, и плохие свойства человека.

Лирический герой поэта словно создан для тоски. В каком бы ни было его стихотворении преобладает чувство тоски. Тоска по родному краю и родной земле, тоска по родным, тоска по друзьям – лейтмотив всей поэзии поэта. Его тоска по Казахстану в бытность его проживания в Каракалпакстане затем перешла в тоску по родной земле, где он родился. Наверное, из-за большой любви к родной земле, поэт последние дни своей жизни провёл в каракалпакской земле и предан был земле на родине. Вершиной лирических стихотворений поэта, выражающего свою тоску словами: «Бусы из истосковавшихся глаз, Бисером разлетелись на постели», является его стихотворение «Тоска», посвящённое Мухтару Шаханову:

Хоть мы и говорим, что нужно быть строгим и жестоким, когда надо,

Ты взвешивай величие человека через его чувство тоски.

Будь ты вороным скакуном, без этого никак не сможешь сравниться ни с кем,

Не истосковавшись до предела, не начинай свой путь куда-то.

Поедешь без огромной тоски – даже море не будет волноваться как твоя молодость,

Набредёшь в сад без чувства тоски – не сможешь услышать голос соловья.

Пойдёшь в горы без тоски по ним – не встретят они тебя с величием.

И ты можешь подумать, что мир заполонили камни

В лирической поэме «Монолог космонавта» пробует свои достижения в малой лирике для сочинения эпического произведения. Главы под названиями «Перед полётом», «Взлёт», «На синеве», «Вдали», «Возвращение», написанные в форме диалога космонавта, образуют целостность поэмы. Из монолога пилота, взлетевшего на Луну, можно увидеть его патриотическое чувство к родной земле. Все происходящие на земле катаклизмы и трагедии волнуют нежное сердце поэта. Поэтому он воспевает землю-матушку таким образом:

Я – Земля, полна мечтою разною,

Я – Земля, тысячу раз погасшая и вспыхнувшая.

 

Я – Земля, пальцы из мёда, а в печени – кровь,

Из груди льётся печаль

Падал и вставал много раз

Из-за всевозможных ураганов эпохи…

Лирический герой проклинает тех, кто нарушает покой людей, словами: «Сколько раз я просыпался с ужасом, Когда Земля изнывала от боли», «Безвинные славные жизни в кандалах, Даже сейчас они у меня перед глазами», «Много раз мы отпугивали птицу счастья, Родственные сердца, держа взаперти», «Всё, что я собирал по крапинке, С жадностью забирал многовековой кровопийца». Он не прощает то, что злодейства и беды, сделанные руками человечества, принесли столько горя земле. Поэтому взлетевший на Луну и обратно вернувшийся на Землю лирический герой делает такой вывод: «Чтобы сохранить покой человечества, Я нарушаю спокойствие космоса!». По словам супруги Урнисы, поэт, знавший все произведения наизусть, незадолго до смерти сочинил поэму, состоящую из 174 строк, и эта поэма не сохранилась в письменном виде. Поэт, восклицавший: «Ты думаешь, эта поэма появилась только сейчас. Нет, я её долго вынашивал!» ждал, когда выйдут эти сборники и, похоже, что он свои стихотворения, которые должны войти в следующий сборник, говорил по памяти. Это, конечно, печально.

Песни, написанные на его стихи «Акерке Жаик», «Возродившийся Мангистау», «Казахстан», «Я думал о тебе», «Думай обо мне», «Белые берёзы», «У меня намечается одно торжество» и т.д., народ поёт с удовольствием. Одно из классических произведений поэта Толегена, «ставшего при жизни знаменитым поэтом», – это песня «У меня намечается одно торжество». У поэта, как он сказал сам:

Безусловно, у меня намечается грандиозное торжество,

Но не могу пока назвать дату, однако… однако…

Никого не отпущу, пока не станцуют…

Вот таким образом я встряхиваю с себя пыль,

Вот таким вот образом я смеюсь от души.

Столько ночей желал я наступления этого дня,

Может это торжество не кончится никогда.

– торжество стало вечным. Казахи, любители поэзии, эту песню поют как гимн торжеств, и без него не проходит ни одного торжества. У поэта, пришедшего в казахскую поэзию в созидательном духе, свои оригинальные поэтические параметры. Поэт мастерски слагает лирику, гармонирующую со своей мелодичностью, начиная с двух, кончая с 3, 6, 8, 13, 18, 15, 17 слогами. В его стихах, построенных в гармоничных интонациях, не встретите ни одной лишней строчки. Его стихи с начала до конца и с конца до начала можно прочитать на одном дыхании. Это, видимо, связано с тем, что поэт сначала сам читает стихи наизусть, и умеет построить стихи на интонации, на мелодию. Толеген Айбергенов – поэт-новатор, внёсший в казахскую поэзию новое содержание, новую форму, новую тональность, новое дыхание.