Литературно-художественный альманах

Наш альманах - тоже чтиво. Его цель - объединение творческих и сомыслящих людей, готовых поделиться с читателем своими самыми сокровенными мыслями, чаяниями и убеждениями.

"Слово к читателю" Выпуск первый, 2005г.


 

 Выпуск восьмой

 Сибирь - Казахстан

 Нет такого народа, кто не искал бы в своей жизни утверждения национальной гордости.

А.Н. Толстой

Сеит Каскабасов

ПРОФЕССОР Н.С. СМИРНОВА – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ КАЗАХСКОГО ФОЛЬКЛОРА

(Предисловие к сборнику трудов, посвящённому 100-летию со дня рождения)

Российские учёные ещё с XVIII века начали изучать фольклор и этнографию казахского народа. Широкий размах получила эта работа в XIX, особенно в XX столетиях. Заложенная Г. Потаниным, В. Радловым, Н. Березиным, Н. Ильминским, А. Диваевым и другими, традиция была продолжена в XX веке группой учёных, приехавших в Казахстан по разным причинам. Это были академик А. Орлов, академик АН КазССР М. Сильченко, член-корреспондент АН КазССР Н. Смирнова, член-корреспондент АН КазССР Е. Лизунова, доктор филологических наук, профессор Е. Костюхин и другие. Среди них особо выделялась Нина Сергеевна Смирнова, посвятившая себя всецело исследованию как практических, так и теоретических проблем казахской фольклористики.

Нина Сергеевна Смирнова родилась в 1908 году в г. Мелекес Самарской области, окончила, как тогда называлось, 2-ое МГУ (позднее МГПИ). Изучением фольклора Нина Сергеевна начала заниматься ещё будучи аспиранткой, в 1936 году, когда стала писать под руководством Б. и Ю. Соколовых кандидатскую диссертацию «Революционные песни 1905 года в устном репертуаре рабочих».

Приехав в Казахстан и работая в педагогическом институте, она берётся за изучение казахского фольклора, и первые её работы о казахском фольклоре и литературе появляются в печати в 1945-1947 годах. В результате большой собирательской и исследовательской работы Н.С. Смирнова успешно защищает в 1951 году докторскую диссертацию «Очерки казахской литературы XVIII века», в которой разработаны вопросы изменения устной литературной традиции казахов в XVIII в., соотношения традиционного и индивидуального в казахской устной поэзии, проблемы трансформации казахского эпоса, взаимодействия в нём исторического и эпического.

За тридцать с лишним лет работы в области казахской фольклористики профессором Н.С. Смирновой написано более ста работ, которые по своей проблематике могут быть подразделены на 5 групп:

 

1) пути исторического развития казахского устно-поэтического творчества;

2) история казахской фольклористики;

3) эпос и другие жанры казахского фольклора;

4) импровизаторское искусство казахов;

5) взаимодействие фольклора и литературы.

 

Естественно, у Н.С. Смирновой есть и такие работы, которые не укладываются в эту классификацию. Они относятся главным образом к литературе и педагогике. Это работы об Ауэзове-романисте, о романе «Путь Абая», учебники по казахской литературе для средних школ и методические разработки, выполненные ею по линии Министерства просвещения и педагогического института.

При изучении путей исторического развития казахского фольклора член-корреспондент АН КазССР Н.С. Смирнова предлагает следующую периодизацию: а) фольклор периода образования казахской народности; б) казахская народная поэзия XVI-XVIII вв.; в) устное поэтическое творчество XIX-XX в.; г) казахский советский фольклор [1]. Надо подчеркнуть, что Н.С. Смирнова первая предложила такую периодизацию истории национального фольклора.

В работах по истории казахского фольклора она прослеживает процесс развития фольклорной традиции на протяжении XV-XIX вв. и определяет признаки, наиболее характерные для каждого периода. Например, касаясь первого периода исторического пути казахского фольклора, учёный отмечает, что в фольклоре этой эпохи преобладают общетюркские мотивы и традиции.

Говоря же об устно-поэтическом творчестве XVI-XVIII вв., профессор Н.С. Смирнова подчеркивает следующие признаки: на арену выходят акыны, постепенно вытеснявшие жырау, в более эпическом плане начинает развиваться айтыс, лирические песни вычленяются из обрядовой поэзии, зарождаются исторические песни и поздний героический эпос о деятелях и батырах, отличившихся в боях с джунгарскими калмыками.

В фольклоре XIX и начала XX в. наблюдаются, как полагает учёная, изменения, вызванные новыми явлениями в духовной культуре казахов, возникшими в результате присоединения Казахстана к России. Казахский фольклор этого периода подвергся изменению как по содержанию, так и по составу жанров. Расширяется тематика народной поэзии, в ней начинают появляться социальные мотивы. Обновляются некоторые жанры, особенно эпос в начале XX века, входят в быт всевозможные рукописные сборники и кисса.

Особо подчёркивает исследователь новшества в так называемом фольклоре советского периода. Наряду с трансформацией и обновлением жанров, обогащением тематики и содержания фольклорных произведений советского периода Н.С. Смирнова выделяет две черты, присущие тогдашнему фольклору: частичное обновление традиционного фольклора и зарождение новых произведений. Причём в новых образцах искусно сочетаются традиции и фольклорные, и литературные.

Впервые в казахской филологии Н.С. Смирнова исследовала историю казахской фольклористики [2] (правда, в основном второй половины XIX и начала XX в.). Начало зарождения науки о казахской устной словесности она относит к XVIII в. В XIX в., по её мнению, казахская фольклористика становится подлинной наукой. Это связано в первую очередь с именами В.В. Радлова, Ч.Ч. Валиханова, а позже Н.И. Березина, Г.Н. Потанина и А.А. Диваева. Характеризуя собирательскую и исследовательскую деятельность каждого из них, она в то же время определяет их методику и методологию, анализирует их концепции. Так, Чокан Валиханов испытал на себе влияние русских демократов, и в фольклоре он видит факты истории своего народа, оценивает фольклор как исторический материал. Поэтому при изучении казахского устно-поэтического творчества Ч. Валиханов придерживался историко-этнографического принципа. В.В. Радлова влекли к изучению казахского фольклора чисто научные интересы. Он исследовал фольклор не как фольклорист, а как лингвист. Поэтому для него важнее были языковые стороны фольклорных произведений. Это и определило максимальную точность его записей. Тем не менее, В.В. Радлов одним из первых, вслед за Ч. Валихановым, осуществил классификацию жанров казахского фольклора. Его классификация несколько отличается от валихановской. Он выделяет три основные группы жанров: дидактика, эпос, лирика.

Таким же образом, подробно, со знанием дела анализирует Н.С. Смирнова фольклористическую деятельность Г.Н. Потанина и А.А. Диваева.

Новым этапом в изучении казахского фольклора называет Н.С. Смирнова советский период казахской фольклористики. В советское время наука о казахском фольклоре поднялась на большую высоту, достигла огромных успехов как в области собирания и издания текстов, так и в области теоретического изучения народно-поэтического творчества.

Ряд исследований профессора Н.С. Смирновой посвящён вопросам жанров, особенно эпоса [3]. В частности, «Алпамыс-батыр», «Камбар-батыр», «Кобланды», «Кыз-Жибек», «Козы-Корпеш и Баян Сулу», «Утеген-батыр» рассмотрены ею в историческом и сравнительном аспектах, с одной стороны, и в плане поэтики – с другой. По мнению исследователя, эпос казахский складывался в течение нескольких столетий. Генетически он восходит к песням и сказаниям родов и племён, живших в западно-тюркском каганате в VI-VIII вв., и, развиваясь, вобрал в себя эпические спевы кипчаков и огузов (VIII-Х вв.), произведения, бытовавшие в эпоху Акорды, Ногайлинского и Узбекского ханств (ХII-ХVI вв.). Позже, в особенности в XVI-XVIII вв., казахский эпос обретает новое содержание. Происходит циклизация эпоса, в период калмыцкого нашествия все прежние враги вытесняются новыми. Отныне главный эпический враг – калмак. Так она прослеживает историю развития жанра эпоса.

Анализируя как героический, так и романический эпос казахов, Н.С. Смирнова отмечает наличие синкретизма в эпическом жанре, объясняя его синкретическим характером всего казахского фольклора. Сравнительное изучение эпоса казахского и других тюркских народов позволило учёному выявить в нём ряд типологических черт, а также особенное, присущее только эпосу одного народа. В этом смысле её работы по эпосоведению явились новым словом в казахской фольклористике.

Член-корреспондент АН Казахской ССР специально исследовала также вопросы импровизаторской традиции у казахов [4]. Отмечая тесную связь процесса развития казахского фольклора с акынским искусством, она различает два типа импровизатора – создателя и носителя казахского фольклора. Первый и наиболее древний тип – жырау. Его искусство и творчество шире акынского. Жырау сочетал в себе и сказителя, и певца, и музыканта, и вещего прорицателя. Он состоял главным образом при ханской ставке и исполнял функции дружинного певца, был, так сказать, идеологом своего правителя. Начиная с XVIII в., роль жырау в общественно-культурной жизни снижается. На арену выходят акыны.

Акын – импровизатор позднего типа, профессионал. Главное отличие его от жырау – он близок народу, живёт и выходит из среды народа. Акын переносит поэзию из ханской ставки в гущу масс. И репертуар акына составляют произведения, нужные простому люду, – в основном, обрядовые лирические песни, героический эпос.

С акынством тесно связано дальнейшее развитие айтыса. Став профессионалом, акын обращал основное внимание на расширение своего репертуара и совершенствование импровизаторского мастерства.

Профессор Н.С. Смирнова в своих работах об импровизаторской традиции у казахов прослеживает процесс развития этой традиции и в советскую эпоху.

Еще одна проблема, которую разрабатывала Нина Сергеевна Смирнова, это – взаимодействие фольклора и литературы [5]. Причём она изучает этот вопрос в историческом плане: как использовался фольклор казахскими писателями XIX и начала XX в., какова роль фольклора в творчестве писателей советской эпохи. Такой подход помог ей проследить процесс развития письменной литературы и постепенного влияния литературы на фольклор.

Говоря о взаимодействии фольклора и литературы в ХІХ в., исследователь подробно анализирует фольклорные истоки творчества Ибрая Алтынсарина и Абая Кунанбаева, показывает их различия в принципах использования фольклора. Например, Ибрай Алтынсарин использовал фольклор в двух направлениях: 1) включал в свои учебные хрестоматии фольклорные произведения почти без изменений; 2) писал оригинальные произведения на фольклорные сюжеты, по-своему интерпретировал фольклорные образы. Он уменьшал в них откровенную сентенцию и придавал им воспитательную целенаправленность.

Большое внимание Н.С. Смирнова уделяет вопросу взаимоотношений фольклора и литературы в советскую эпоху. По мнению учёного, роль фольклора велика в поэзии и драматургии. Она справедливо полагает, что в советское время происходит двуединый процесс: взаимодействуя, фольклор и литература взаимообогащаются. Причём наблюдается более сильное влияние литературы на фольклор, особенно в области поэтики.

Огромная работа проведена Н.С. Смирновой в связи с написанием целых разделов и редактированием коллективных трудов «Очерки казахской народной поэзии советской эпохи» (Алма-Ата, 1955), «Труды Отдела народного творчества Института языка и литературы», выпуск 1 (1955), «Творчество Джамбула» (1956), «История казахской литературы», том 1 (1968).

Как автор и редактор Нина Сергеевна участвовала в составлении и издании ряда научных сборников «Камбар-батыр» (1959), «Алпамыс-батыр» (1961), «Кыз-Жибек» (1963), «Казахская народная поэзия» (1964), «Казахский фольклор в собрании Г.Н. Потанина» (1972). После её кончины увидели свет начатые ею и завершенные её учениками научные издания: «Казахские сказки о животных», «Козы-Корпеш – Баян-сулу», «Кыз-Жибек» из серии «Эпос народов Евразии» (2003). Наряду с этим Н.С. Смирнова проводила большую педагогическую работу, являлась заведующей кафедрой русской и зарубежной литературы КазПИ им. Абая, читала лекции по русскому фольклору. Она постоянно поддерживала тесную связь с Институтом литературы и искусства им. М.О. Ауэзова НАН РК, участвовала в разработке плановых тем Института.

Много сил вложила Н.С. Смирнова и в дело подготовки научных кадров. Ряд ведущих фольклористов республики прошли аспирантуру под её руководством и успешно защитили диссертации, проявив себя настоящими исследователями.

Надо сказать, что Нина Сергеевна Смирнова как учёная сформировалась в русле советской науки о фольклоре, и всё негативное в советской фольклористике было присуще и её работам. Особенно это ощущается в тех случаях, когда она анализирует фольклорные произведения с позиции идеологических установок советской власти и классовости фольклора. Вполне понятно также и то, что отдельные её выводы и положения относительно истории казахской фольклористики и т.н. советского фольклора явно не согласуются с современными подходами и принципами науки о фольклоре. Тем не менее, следует признать, что многие наблюдения и утверждения Нины Смирновой о специфике и поэтике казахского фольклора до сих пор ценны для науки.

Настоящая публикация, осуществляемая в честь 100-летия со дня её рождения, является данью памяти учёной, которая сыграла заметную роль в развитии фольклористической науки Казахстана. Естественно, в предлагаемый том вошли не все исследования Нины Сергеевны, в нём представлены работы наиболее значимые и интересные для нынешних исследователей национального фольклора и характеризующие методику её анализа текстов и эпических образов, её фольклористическую концепцию об отношении фольклора к действительности, о соотношении эпического и исторического, о жанровом синкретизме и о традиционном и индивидуальном в устном народном творчестве.

К юбилею известного ученого-фольклориста Институт литературы и искусства им. М.О. Ауэзова МОН РК подготовил к изданию однотомник её избранных трудов «Исследования по казахскому фольклору», в который вошли следующие статьи и очерки Н.С. Смирновой: «Фольклористика Казахстана», «Очерк истории казахского фольклора», «Эпос», «Основные версии “Камбара”», «О казахских версиях “Алпамыса”» (в соавторстве с Т. Сыдыковым), «О версиях “Кыз-Жибек”», «Образы животных в казахском фольклоре», «Фольклор и литература», увидевшие свет ранее в академических изданиях. Исследование Н.С. Смирновой «Козы-Корпеш – Баян-Сулу» публикуется впервые.

Литература:

1. См. следующие работы Н.С. Смирновой: Об изменениях устной литературной традиции казахов в XVIII в. // Вестник АН КазССР. – 1947. – №9; Проблема исторического и эпического в казахской литературе XVIII в. // Вестник АН КазССР. – 1948. – №5; Ещё о проблеме исторического и эпического в казахском эпосе XVIII в. – 1951; Очерки истории казахского фольклора // История казахской литературы. – Алма-Ата, 1968. – Т.1.

2. См. её работы: Валиханов и русская фольклористика // Труды I Сессии Отделения общественных наук АН КазССР. – Алма-Ата, 1950; Русская дооктябрьская наука об устно-поэтическом творчестве казахского народа // Труды Отдела народного творчества. – Алма-Ата, 1954. – Вып.I; Казахские просветители и народная поэзия // Труды Отдела народного творчества. – Алма-Ата, 1954. – Вып.I; Диваев – фольклорист // Казахская народная поэзия. – Алма-Ата, 1964; Роль РГО в развитии казахской фольклористики // Вопросы казахской филологии. – Алма-Ата, 1964; Фольклористика Казахстана // История казахской литературы. – Алма-Ата, 1968. – Т.1; Потанин – собиратель и исследователь казахской народной поэзии // Казахский фольклор в собрании Г.Н. Потанина. – Алма-Ата, 1972.

3.См. её работы: Об источниках и вариантах казахского героического и сказочного эпоса // Вестник АН КазССР. – 1953. – №4; О месте «Алпамыса» в казахском героическом эпосе // Тезисы докладов и сообщений на региональном совещании по «Алпамышу». – Ташкент, 1966; Основные версии «Камбара» // Камбар-батыр. – Алма-Ата, 1959; О казахских версиях «Алпамыса» // Алпамыс-батыр. – Алма-Ата, 1961 (в соавторстве с Т. Сыдыковым); О версиях «Кыз-Жибек» // Кыз Жибек. – Алма-Ата, 1963; Казахская народная поэзия. – Алма-Ата, 1967; Об изменении поэтики социально-бытового эпоса казахов середины XIX и начала XX в. // Известия АН КазССР. Серия филологическая. – 1967. – №3 и др.

4. См. следующие работы Н. Смирновой: Акын // Казахстан. – 1946. – №3; К вопросу о Джамбуле – импровизаторе // Вестник АН КазССР. – 1945. – №7-8; «Бухар-жырау» // История Казахской ССР. – Алма-Ата, 1949. – Ч.1; Айтысы Джамбула // Труды сессии АН КазССР, 1949; Казахские певцы XVIII века – акыны и жырау // Краткие сообщения Института востоковедения АН СССР. – М., 1952. – №4 и др.

5. См. её работы: Песни Абая // Известия КазФАН СССР. Серия языка и литературы. – 1945. – №2; Народнопоэтические и литературные традиции в пейзаже Джамбула // Творчество Джамбула. – Алма-Ата, 1950; Фольклор и литература // История казахской литературы. – Алма-Ата, 1968. – Т.1.