Литературно-художественный альманах

Наш альманах - тоже чтиво. Его цель - объединение творческих и сомыслящих людей, готовых поделиться с читателем своими самыми сокровенными мыслями, чаяниями и убеждениями.

"Слово к читателю" Выпуск первый, 2005г.


 

Выпуск пятый

Свет рампы

Автор пишет одну пьесу, актеры играют другую, а зрители видят третью.

Шарль Баре

Думитру Круду

НИЧЕЙНЫЕ ЛЮДИ

Страница 2 из 2

[ 1 ] [ 2 ]

Сцена шестая

Александру толкает коляску, в которой расположился Марко. Александру разговаривает с сумасшедшим, который только-только проснулся.

 

Александру. Боже, сколько народу из Молдовы здесь! Иногда мне кажется, что молдаване повсюду. Будто пол-Молдовы переселилось в Италию. Куда ни двинешься, натыкаешься на молдаванина: на площади, в магазине, в парке. Некоторые, кстати, живут и в этом доме, например, Мария или Вера, а сегодня сюда перебрались Сильвия и Виталие. Удивительно, ведь я ехал в Рим в одном с ними автобусе! И каждый день приезжают всё новые и новые. Ежедневно их привозят автобусом и оставляют в центре Рима – выпутывайся, кто как сможет. Сколько обманутых! Столько проводников исчезают вместе с паспортами и деньгами, а молдаване снова и снова едут, и приезжает их всё больше и больше. С каждым разом больше, чем с прошлым рейсом. Прямо нескончаемый поток. Столько народу без толку ищет работу! Сколько врачей, журналистов, поэтов, актёров, лесников, архитекторов, агрономов, продавцов, водителей спят в заброшенных домах, под мостами, на вокзале, на берегах Тибра, в парках! Сколько университетских преподавателей подметают улицы! Сколько инженеров продают билеты! Доктора математических наук штукатурят стены, хирурги таскают раствор, художники разносят пиццу по домам.

Сколько же их уехало из Молдовы! Боже, сколько сейчас мест, где остались только старики. Даже во время голода или войны не было такого. Даже после премьеры спектакля «Седьмая кафана» или фильма «Лили навсегда», люди не перестали уезжать! Даже после того, как журналистка из «Седьмой кафаны» спросила у пострадавших девушек, почему они, рискуя жизнью, так жаждут попасть в Европу, покидая дом и семью, – они не перестали уезжать!

Видно, многим выгодно, чтоб мы уезжали, мы, больные лейкемией, туберкулёзом, раком, астмой, потому что уезжают те, которые не могут содержать себя, у которых нет ни работы, ни жилья, которые этим летом остались бездомными после наводнения. Очень многим выгодно, что мы уезжаем. Ведь уезжают те, у которых старики-родители, жены безработные, дети, больные диабетом. Уезжают те, которые думают и голосуют против, хотят что-то изменить и ничего не могут, и тогда уезжают. Кому-то выгодно, что мы уезжаем. Разве не так? Известно: «нет человека – нет проблемы»!

 

Александру укутывает сумасшедшего. Раздается стук в дверь. Александру приближается к двери. Видно, что он очень напряжён. Стук повторяется. Александру смотрит в глазок. Он очень напуган. И всё-таки открывает дверь. Виден мальчик, проезжающий на велосипеде.

 

Мальчик. Папа, сегодня я впервые не почистил зубы, и на улице дождь и грязь. Мама пила всю ночь. Она и теперь пьёт и говорит, что ты нас бросил. Сегодня она хотела выброситься с балкона. Что мне делать, папа? Почему ты молчишь, папа?

Сцена седьмая

Улица перед фасадом блочного здания. На дороге большое движение машин.

 

Мария. Signora Elisa, dove siete?

 

Мария ищет синьору Елису. Обнаруживает её посреди улицы.

 

Мария. Cosa fate. Calmatevi, signora Elisa!

 

Мария пытается оттащить синьору Елису с середины улицы. Слышны тревожные сигналы машин.

 

Старушка, не желающая возвращаться домой. Отойди, Мария. Дай мне броситься под машину, потому что все обо мне забыли. Никому я больше не нужна.

Мария. Но я же о вас не забыла, сеньора Елиса! Вы мне нужны, сеньора Елиса!

Старушка, не желающая возвращаться домой. Ты, ты, Мария, ничего не понимаешь. Для чего мне жить, если у меня нет никакой радости от этой жизни?

Мария. Госпожа, прошу, умоляю вас, не делайте меня безработной!

 

Мария убеждает сеньору Елису сесть на скамью.

 

Старушка, не желающая возвращаться домой. Maria, portalo anche una bottigli del vino!

Мария. Signora Elisa, но это уже вторая бутылка.

Старушка, не желающая возвращаться домой. Ну и что, что вторая бутылка? Или, может, я пью на твои деньги? Молчи и пей вместе со мной.

Мария. Госпожа, но я не пью.

Старушка, не желающая возвращаться домой. Пей. Хоть стаканчик! А то я рассержусь.

Мария. Хорошо, я выпью. Но после этого дайте мне слово, что мы пойдем домой.

Старушка, не желающая возвращаться домой. Я не хочу возвращаться в этот пустой дом, где нет ни души. Просто не желаю. Мне тошно от этого пустого дома.

Мария. Signora Елиса, возьмите меня в sua casa. Если бы у меня был такой дом, как этот, ни за что на свете я бы не приехала в Рим.

Старушка, не желающая возвращаться домой. Я не забыла, что это мой дом, но он мне опротивел.

Мария. Синьора Елиса, пойдёмте домой, уже поздно. Vi prego, andiamo.

Старушка, не желающая возвращаться домой. Все меня забыли, Мария. Моя дочка заходит ко мне только по праздникам. Все меня забыли, Мария. Меня гложет тоска от одиночества. Я даже не видела в лицо её последнего ребенка. Садись и пей со мной! Я не пойду домой, пока моя дочка не явится сюда.

Мария. Госпожа, прошу вас, пойдёмте домой, вы ляжете, поспите, а завтра позвоните вашей дочери, и она придёт повидать вас. Я уверена, что она придёт повидать вас. Давайте зайдём в дом.

Старушка, не желающая возвращаться домой. Нет, я не желаю идти в дом, где столько одиночества! Там все кровати, стены, ванная, кухня, тарелки, ложки, прихожая покрылись плесенью от одиночества.

 

Внезапно вскакивает на ноги и направляется к дверям своего дома.

 

Старушка, не желающая возвращаться домой. La mia casa! La casa mia!

 

Старушка произносит эти слова, будто обращаясь конкретно к кому-то.

 

Старушка, не желающая возвращаться домой. Когда-то этот дом был полон людей. Полон музыки. Все танцевали и слушали музыку. Ежедневно в этот дом приходили десятки людей, некоторых я почти не знала, но всех принимала с отрытой душой. Мне нравились незнакомые лица, мне нравилось разговаривать с ними и слушать их. Но я постарела и вдруг, очнувшись, увидела, что я одна, совершенно одна. Все забыли обо мне. Меня больше не навещали даже те, которые приходили сюда просто поесть или посплетничать. На улице они не отвечали на моё приветствие, потому что я просто-напросто постарела и потеряла красоту. Однажды я взяла в руки телефонный справочник, хотела сама позвонить им, но потом я забросила его в какой-то угол. Зачем звонить, если они не желают, чтобы я их видела.

Мария. Синьора Елиса, пойдёмте спать. А завтра, я уверена, что дочка придёт повидать вас.

Старушка, не желающая возвращаться домой. Не верится, что она придёт. Нашла она тебя, и ты готовишь мне, стираешь, и она думает, что решила проблему. У моей дочки своя жизнь: вечеринки, балы, встречи с друзьями, театральные и оперные спектакли, банкеты. Когда ей вспомнить обо мне? Когда? Мария, preparami il letto!

Мария. Immediatamente, signora!

 

Звонит телефон Марии.

 

Мария. Алло, кто это? Это ты, Ирина? Привет, Ирина! Что делаешь? Как я рада, что ты позвонила! Для меня это такая радость!

Старушка, не желающая возвращаться домой. Мария, что ты там всё болтаешь? Maria, preparami il letto!

Мария. Immediatamente, signora! Что? Павел? Как? Сегодня? Но я же вчера разговаривала с ним! Андрей нашёл его в саду? Боже! Но почему он это сделал? Ведь ради них я уехала на заработки. Неужели ему сказали, что у меня кто-то есть? Что за глупость! Никого у меня нет, Ирина. Почему он мне не доверял? Почему?

Старушка, не желающая возвращаться домой. Maria, dai smetti di parlare?

Мария. Un momento, signora.

Старушка, не желающая возвращаться домой. Marie, riempi il catino com I acqua e vieni qua!

Мария. Ora, signora. Non, non poso venire.

Старушка, не желающая возвращаться домой. Non puoi venire?

Мария. Non le dicevo. Parlavo con qualcuno da casa. Андрей рядом с тобой? Андрей, мальчик мой, я не могу сейчас приехать. Знаю, что остался один. Знаю, что тебе страшно одному в опустевшем доме и ты боишься ночевать там. Андрей, мальчик мой, тётя Ирина возьмёт тебя к себе. А я приеду через месяц.

Старушка, не желающая возвращаться домой. Maria, давай riempito il catino?

Мария. Быстрее не могу.

Старушка, не желающая возвращаться домой. Быстрее не можешь?

Мария. Да, госпожа. Не могу.

Старушка, не желающая возвращаться домой. Allora portalo, Мария.

Мария. Si, lo porto subito. Сейчас не могу. Я ещё не собрала столько денег, чтобы расплатиться с долгами. А если я приеду домой, я уже никогда не смогу вернуться в Италию, – у меня просроченная виза. Я приеду через месяц, когда получу зарплату. Подожди меня ещё месяц, Андрей. Только месяц, Андрей. За тобой присмотрит тётя Ирина. Только месяц подожди меня, Андрей, только один месяц. А теперь дай мне тётю Ирину. Ирина, делай всё, что нужно. Послать тебе немного денег? Сейчас у меня нет, но завтра найду. Завтра я вышлю тебе деньги, Ирина. Завтра я тебе вышлю!

Старушка, не желающая возвращаться домой. Наконец-то ты закончила, Мария. Помой мне, пожалуйста, ноги. Ты плачешь? Тебе не нравится мыть мне ноги? Нравится? Я рада. Мария, мне совсем тоскливо от одиночества. Мария, расскажи мне что-нибудь весёленькое. Развесели меня, Мария, чтобы я забыла о моём одиночестве, чтобы я забыла, что моя дочь не вспоминает обо мне, чтобы я забыла, что всеми забыта! Расскажи мне что-нибудь весёлое, Мария, чтобы я забыла, что у меня болят ноги и голова, и печень, и плечи, и сердце. Развесели меня, Мария, чтобы я забыла, что эта жизнь бессмысленна и не доставляет мне больше никакой радости! Мария, ну скажи мне что-нибудь весёленькое! Развлеки меня, Мария!

Сцена восьмая

Квартира Марко.

 

Александру. Сейчас ночь, хочешь, чтобы мы прогулялись по парку? Но ты и впрямь сумасшедший, Марко, как тот персонаж из «Людей и мышей» Стейнбека или как князь Мышкин. Моё единственное желание сейчас – поспать, я жду сна как спасения, как будто это самое великое событие моей жизни. Ты киваешь головой, будто понимаешь, что я тебе говорю. Но ты ничего не понимаешь. Я хочу спать и забыть обо всем. Забыть, что могу умереть в любую минуту. Забыть, что у меня снова температура, тошнота и головокружение. Забыть, что все деньги, которые я отправляю своей жене, она пропивает, а мой сын дошёл до того, что спит в парках. Хочу забыть, Марко, что все мои жертвы во имя их будущего были напрасны. Хочу забыть всё это, но не могу, Марко. Поверь мне, когда приходит ночь, у меня нет никакого желания даже зажечь свет. Жду, чтобы скорей опустилась темнота и я забрался под одеяло, закрыл глаза и забылся. Хочу уснуть и забыть все. Хочу забыть, что три года не был дома. Хочу забыть, что дома меня никто не ждёт. Самые счастливые мгновения – когда я засыпаю и забываю обо всём. Но я так редко засыпаю. Потому что ты в тот момент, когда я закрываю глаза, просишь стакан воды, или хочешь есть, или хочешь пойти погулять. Из-за тебя я не могу забыться хоть на минуту. Я постоянно как та девчонка из рассказа Чехова «Спать хочется».

Ладно, пойдем прогуляться по парку, Марко, давай прогуляемся.

 

Александру трясет его за плечи, но Марко уже спит.

 

Александру. Ты уснул, Марко? Лягу и я. Но всё равно не верю, что мне удастся уснуть.

 

Кто-то стучится в дверь. Александру, очень испуганный, открывает её. Виден мальчик, проезжающий на велосипеде.

 

Мальчик. Я сегодня не мог зайти в дом, папа, потому что дверь была закрыта, а мама ушла неизвестно куда. Я сегодня впервые спал на скамейке в парке, папа! И я не знаю, где буду спать завтра ночью, папа!

Сцена девятая

В сквере у фасада жилищного блока. Четыре женщины ждут чего-то. Появляется Сильвия.

 

Сильвия. Чао, девушки!

Первая женщина. Чао, Сильвия.

Вторая женщина. О, вот и Сильвия!

Первая женщина. Ты так хорошо выглядишь, Сильвия! Ты это платье купила в Риме?

Сильвия. Да, в Риме.

Вторая женщина. И эти туфли тоже в Риме?

Сильвия. Да, тоже в Риме.

Третья женщина. А я ещё ничего не смогла купить себе в Риме.

Сильвия. У тебя всё впереди.

Четвёртая женщина. Я слышала, тебе подняли зарплату.

Сильвия. Да, повысили.

Первая женщина. И как это произошло?

Сильвия. Я ведь сейчас уже не домработница. Я и бонна и… делаю всё по дому. Я его парализованному отцу вытираю… от дерьма… задницу.

Первая женщина. Только задницу?

Сильвия. Да, потому что только задница у него и осталась.

Вторая женщина. Это правда, что ты получаешь кучу денег?

Сильвия. Да, не могу пожаловаться. А вы всё с теми же заработками?

Третья женщина. При всём при том, что я буквально загибаюсь, драя полы в этой швейной мастерской, никому и в голову не приходит платить мне больше. Я вбухала столько башлей в эти силиконы и… всё напрасно: зарплату мне не подняли.

Наташа. А я безработная.

Сильвия. Бедная ты, бедная.

Первая женщина. Говори, дорогая, на румынском.

Наташа. А мы здесь не в Молдове.

Вторая женщина. Она до сих пор не научилась по-румынски!

Наташа. А что, если я не говорю in romana, я не человек?

 

Появляется Александру, сопровождая сумасшедшего на прогулку.

 

Александру. Умоляю, хоть здесь не ссорьтесь.

Наташа. Я потеряла работу, когда издохла одна из тех черепах, за которыми я ухаживала, не знаю, может, вам рассказал об этом Борис Кремене. Эта черепаха стоила кучу денег. Из-за этого меня ищет полиция. Не представляю, что и делать!

Первая женщина. Смотри-ка, она знает румынский! А полиция ищет тебя за другое, дорогуша. Не из-за черепах.

Сильвия. Я тоже не могла найти работу так, сразу, с первого дня.

Наташа. Чего бы я ни дала, чтобы быть на твоём месте.

Сильвия. Я тебя понимаю.

Наташа. Не всем везёт.

Вторая женщина. Надеюсь, настанет день, и я тоже не буду мыть полы в этой швейной мастерской. Надеюсь, в один прекрасный день выстрелят и мои силиконы!

Сильвия. Ну, конечно же, выстрелят.

Третья женщина. А я надеюсь, мой муж найдёт мне работу и я смогу переехать к нему в Португалию, где он вкалывает на стройке и так надрывается, таская бетон, что аж крыша у него едет. Уже три года как я нахожусь в Риме, а он – в Мадриде. Надоело.

Сильвия. Желаю вам удачи, девочки!

 

Раздаётся сигнал машины.

 

Первая женщина. Машина прибыла, девчата. Чао, Андрея. Чао! Пошли, девочки, что вы все стоите? До завтра, Сильвия!

 

Девушки уходят. Появляется Виталие. Заходит в дом.

 

Виталие. Все тебе завидуют.

Сильвия. Вижу.

Виталие. Я горжусь тобой. С завтрашнего дня и я начну трудиться.

Сильвия. Не переживай так сильно, милый!

Виталие (кушая). Бывшего хирурга из городской больницы, Алексея Васильевича, помнишь?

Сильвия. Конечно, помню.

Виталие. Он мне сказал, что поговорит со своим хозяином, чтобы тот взял и меня подметать улицы. Говорят, это очень порядочный итальянец.

Сильвия. Не беспокойся, что работаю только я, а ты нет. Ничего страшного…

Виталие. Каждый день иду на площадь, и всех вокруг меня нанимают, а меня – никак!

Сильвия. Дорогой мой, не будем больше об этом.

Виталие. Я себя чувствую не в своей тарелке, что только ты работаешь.

Сильвия. Не думай об этом.

Виталие. Даже Андрей нашёл себе работу садовника у одного итальянца, а мне не удаётся.

Сильвия. Ничего страшного, если ты до сих пор ещё никуда не устроился. Виталие, хочу тебе сказать, что…

Виталие. Слушаю тебя.

Сильвия. Со вчерашнего дня я стала трудиться сверхурочно...

Виталие. Прекрасно, Сильвия!

Сильвия. Со вчерашнего дня я стала трудиться сверхурочно, Виталие.

Виталие. Синьора, не мешало бы выпить за это.

 

Виталие выпивает стаканчик.

 

Сильвия. Вчера я легла с Итало.

Виталие. Легла с типом, у которого мы квартируемся?

Сильвия. Это те самые «сверхурочные», о которых я говорила.

Виталие. Что?!

Сильвия. Вчера, вроде бы, ты мне советовал согласиться.

Виталие. Я ничего не помню.

Сильвия. Потому что был мертвецки пьян.

Виталие. Я тебе такое сказал?

Сильвия. Да, сказал. Но прошу тебя, хоть сегодня не пей.

Виталие. Слушаю тебя. Продолжай.

Сильвия. Он позвал меня в соседнюю комнату, схватил за руку и потащил в постель, когда ты смотрел по телевизору футбольный матч.

Виталие. К чёртовой матери, а ты мне сказала, что идёшь за покупками!

Сильвия. Что я могла тебе сказать…

Виталие. И как, хорошо потрахались?

Сильвия. Какое это имеет значение?

Виталие. Имеет.

Сильвия. Даже очень хорошо.

Виталие. Что, он разбирается?

Сильвия. Да, разбирается.

Виталие. Лучше меня?

Сильвия. Не хочу вас сравнивать.

Виталие. И всё-таки?

Сильвия. Да, лучше.

Виталие. А его жена?

Сильвия. Тебя интересует его жена?

Виталие. Да, его жена?!

Сильвия. Его жена присутствовала рядом.

Виталие. Рядом?

Сильвия. Она сидела в кресле и наблюдала за нами…

Виталие. Сидела в кресле и смотрела на вас?

Сильвия. Да, сидела в кресле и смотрела на нас, а он в то время, как раздевал меня, говорил ей, что любит её. Он обнимал меня, а ей говорил, что любит её. Он говорил ей: «люблю тебя, моя роза, солнце моё, люблю тебя», кричал ей, что любит её, когда спускал в меня.

Виталие. А она?

Сильвия. Она отвечала ему теми же словами.

Виталие. Боже, как ты могла на такое решиться?

Сильвия. Потому что ты посоветовал мне согласиться.

Виталие. Странно. В тот вечер Итало пригласил меня перекинуться в карты, но ничего такого подозрительного я в нём не заметил. Да, он был немного встрёпанным и раскрасневшимся, но мне и в голову не могло придти, что он тебя поимел. У меня немного болит голова со вчерашнего. Надо похмелиться. Боже, как у меня болит голова!

 

Виталие наливает себе стакан водки.

 

Виталие. Ты не хочешь?

Сильвия. Не хочу.

Виталие. И Итало даст тебе деньги авансом?

Сильвия. Да, даст.

Виталие. И когда он тебе даст денег?

Сильвия. Вот они.

 

Сильвия бросает деньги на пол.

 

Виталие. В любой момент может ввалиться Игорь…

 

Виталие собирает деньги с пола.

 

Сильвия. Виталие, я себя чувствовала шлюхой.

 

Виталие собирает деньги.

 

Виталие. Чудесно.

Сильвия. Я себя ощущала надувной куклой.

Виталие (пересчитывая деньги). Замечательно.

Сильвия. Я ощущала себя тряпкой, Виталие, о которую все вытирают ноги.

Виталие (пересчитывая деньги). Великолепно. Он настоящий парень, этот итальянец.

Сильвия. Я ощущала себя так, будто кто-то вылил мне на голову ведро с помоями. Я чувствовала, как нечистоты стекали по моему лицу.

Виталие (пересчитывая деньги). А ты как хотела?

Сильвия. Не знаю, Виталие.

Виталие. Хотела, чтобы он сказал, что любит тебя?

Сильвия. Нет, не хотела бы.

Виталие. А почему он не спит со своей женой?

Сильвия. Когда она болеет гриппом, он с ней не ложится.

Виталие (глядя на деньги). Замечательно. Тысяча, две, три, четыре…

Сильвия. Я противна себе, Виталие, и мне противно то, чем я занимаюсь. И ты мне противен, потому что я ждала, что ты меня удержишь. Когда я пришла из соседней комнаты и рассказала, какое предложение мне сделали, я хотела, чтобы ты мне отсоветовал соглашаться. Я хотела услышать: «Не иди и не делай этого, во имя Творца, не делай этого, ни за что на свете не делай этого, что бы с нами ни сделали Игорь с его дружками». Но ты сказал, чтобы я согласилась, и теперь я чувствую себя оплёванной, я ощущаю себя последней уличной тварью.

Виталие. Пять, шесть, семь тысяч. Успокойся, Сильвия.

Сильвия. Тебе легко говорить: «Успокойся, Сильвия»!

Виталие. Угомонись, Сильвия.

Сильвия. Когда я уговаривала тебя поехать в Рим, я мечтала, чтобы мы заработали немного денег, избавились от этих проклятых частных квартир, в которых мы жили всю свою жизнь, и купили бы себе дом, наш дом. А что хорошего сейчас?

Виталие. Всё, о чём мы мечтали, Сильвия, у нас будет. Мы купим себе дом, с ванной и кухней, дом с садом, в котором будет много цветов, и мы будем их поливать каждое утро. Хоть после сорока мы не будем больше мотаться по квартирам!

 

Сильвия уходит.

 

Виталие. Стой, Сильвия, не уходи! У нас будет свой дом, Сильвия. У нас будет свой дом, который будет только нашим. Без соседей. Нашими соседями будут деревья и цветы в саду. Сильвия, стой, не уходи. Куда ты уходишь, Сильвия? Всё, о чём мы мечтали, будет у нас, Сильвия, будет!

 

Сильвия уходит. Виталие остается один и повторяет эти слова, глядя на ворох денег: «всё, о чём мы мечтали, будет у нас, Сильвия!»

 

Сцена десятая

Девушки, проживающие в блоке, возвращаются домой. Они выходят из машины и хотят зайти в блок.

 

Первая женщина. Бля, как же я напилась этой ночью.

Вторая женщина. А меня этой ночью итальяшки буквально разрывали на части.

 

Появляется Игорь со своими дружками.

 

Игорь. Что, серьёзно потрудились этой ночкой, девочки?

Дружок Игоря. Вы что, всю ночь драили полы или таскали мешки на вокзале?

Первая женщина. Посторонись, мщина!

Дружок Игоря. Только если отщипнете и нам кусочек от вашего пирога.

Вторая женщина. Ничего от нас не получите.

Дружок Игоря. Мэй, что вы бродите под газом по Риму?

Третья женщина. На себя посмотри, крсавец.

Четвёртая женщина. Оставь нас в покое, мжик.

Дружок Игоря. Только если дадите и нам отщипнуть кусочек. Давай, давай быстрей рассчитывайтесь. Выкладывайте всё, что имеете, иначе будем выгуливать вас завтра по Риму на тракторе – устроим вам экскурсию на мясокомбинат!

Игорь. Хватит смеяться, девочки, вытряхивайте золотишко. Деньги сюда! Взнос портнихи! Капусту!

Дружок Игоря: А то я прямо сейчас позвоню вашим муженькам. Ведь они думают, что вы, не покладая рук, трудитесь в швейной мастерской. Вы портнихи, да? Шьёте юбки, да? Кроите курточки, да? А знают ли ваши муженьки, какие рубашки вы здесь шьёте? Может, послать им фотки, на которых вы согнулись над швейными машинами, с ниткой во рту, снимая мерку с клиентов? Ваши мужья очень бы обрадовались таким снимкам. Надо бы и им узнать, чем вы тут, в Риме, занимаетесь на самом деле. Игорь, а ну-ка позвони Ваве и расскажи, чем зарабатывает денежки его жёнушка!

Игорь. Алло, Вава, как дела, старик?

 

Приближается одна из девушек.

 

Первая женщина. У меня есть 50 евро.

Игорь. Нет, ничего, Вава. Я ошибся номером.

Вторая женщина. У меня только 30 евро.

Игорь. Сойдёт и 30 евро.

Дружок Игоря. А вы? Вы чего ждете? Ну-ка вытряхивайте свои кошельки. Иначе…

 

Слышна полицейская сирена. Все разбегаются.

 

Игорь. Сегодня вы легко от нас отделались. Но мы вернёмся завтра. В это же время. До завтра, девочки!

Первая женщина. Было у меня 30 евро, и вот их – как не было.

Сцена одиннадцатая

И снова квартира Марко. На этот раз Александру лежит в постели, а Марко стоит у его изголовья.

 

Александру. Теперь мы поменялись ролями. Теперь я в коляске, он ухаживает за мной. Но он, надо сказать, не очень-то отдаёт отчёт в своих действиях.

 

Марко поправляет ему подушку.

 

Александру. Никогда мне и в голову не приходило, что я доживу до момента, когда за мной будет ухаживать итальянец, причём сумасшедший итальянец. Никогда. Но именно сумасшедший итальянец ухаживает за мной. Во всём этом доме только и остались я да этот сумасшедший.

 

Марко поправляет ему подушку.

 

Александру. До вчерашнего дня, Марко, столько народу из Молдовы проживало тут. До вчерашнего дня, Марко, я ещё мог на ступеньках этого блока ежедневно встречать Сильвию, Виталие, Марию, Веру, Наташу или Ирину, с которыми мы вместе путешествовали автобусом, торопились добраться до Рима, где надеялись решить все проблемы, и что осталось от наших надежд? Сильвия стала подстилкой у итальянца, а в один прекрасный день исчезла совсем. И Виталие пропал. Нигде не работал и весь день только и резался в карты с Итало. Игорь с дружками увели его в лес в предместье Рима, привязали к дереву тёмной ночью, и оставили там. С тех пор я ничего о нём не знаю. А Игорь сейчас грабит молдаван, которые возвращались домой. Некоторые из тех, с кем я приехал сюда, спились, многие женщины стали проститутками, одни работают на стройке, других просто отправили назад. Кроме Марии, в этом блоке уже нет никого, с кем я сюда приехал. Но она никогда не выходит из квартиры и ни с кем больше не разговаривает. У Марии умер муж, а она не может вернуться домой, потому что не собрала денег, сколько нужно. Мне больше не с кем говорить, Марко, хотя сейчас, как никогда, мне это так необходимо. А с тобой я напрасно мучаюсь, ответа не дождусь, ведь ты, что ни говори, ничего не понимаешь.

 

Марко поправляет ему подушку.

 

Александру. Ты за мной ухаживаешь, Марко? А вообще-то должно быть наоборот. Я должен присматривать за тобой, ведь за это твой сын мне платит.

Марко. Хочешь, чтоб мы пошли домой?

Александру. Ты говоришь?

Марко. Да, говорю и спрашиваю тебя снова, хочешь ли ты идти домой. Я тебе приготовил вареники с брынзой.

Александру. Хорошо, но как ты стал говорить?

Марко. Сначала скажи, хочешь ли ты, чтобы мы пошли домой?

Александру. Ты видишь звёзды, Марко? Я хочу домой, Марко, но к себе домой. Ты когда-нибудь видел звёзды в Молдове, Марко? Они у нас другие, Марко! Наш виноград пахнет по-другому, Марко. Он имеет другой вкус, Марко! У нас даже вареники с брынзой имеют другой вкус, Марко! У нас даже листья опадают по-другому, Марко. У нас даже ветер дует иначе, Марко! Ты когда-нибудь вдыхал запах сжигаемых листьев? Спал ли когда-нибудь в стоге сена? Ходил ли хоть раз босиком по лесу, Марко? Я хочу домой, Марко…

Мне кажется, что пришёл мой час – чуть позднее, чем мне предсказывали врачи, но он пришёл.

Марко. Глупости.

Александру. Это не глупости, Марко.

Марко. Оставь, ты ещё поправишься.

Александру. Я уже никогда не поправлюсь, Марко. Чувствую, что я лишний человек, ничейный человек, покинутый всеми, как и многие в Молдове. Теперь, когда я ни на что не гожусь, тебе следовало бы выбросить меня на улицу.

Марко. Перестань.

Александру. Ты меня кормишь из ложечки. Делаешь уколы. Кто бы мог подумать? Ты стоишь рядом со мной как верный пёс и смотришь так грустно на меня. Зачем ты меня ещё держишь, когда тебе нет никакой пользы от меня?

Марко. Слушай, давай, не будем об этом.

Александру. Больше всего я жалею, что не смогу помочь жене и моему мальчику. А ты, мне кажется, пришёл в себя! Глаза стали ясными, улыбаешься. Что с тобой происходит?

Марко. Я всегда был таким.

Александру. Всегда?

Марко. Просто ты не замечал этого.

Александру. Твой сын, когда нанимал меня, сказал, что ты сумасшедший, что ты буйный, агрессивный, что ты бешеный и никогда не известно, что ты можешь выкинуть в любой момент.

Марко. Я никогда не был сумасшедшим.

Александру. Но ведь в первый день ты хотел врезать мне стулом по голове? И это видели все: Мария, Виталие, Сильвия, Вера, Наташа, Ирина.

Марко. Я притворился, что хочу тебя ударить.

Александру. Но зачем?

Марко. Чтобы мой сын убедился, что я ненормальный.

Александру. Выходит, ты никогда не был сумасшедшим?

Марко. Никогда. Я такой же, как все остальные, и никогда не был буйнопомешанным.

Александру. Тогда ты очень здорово разыграл этот спектакль, я поверил. Да и не только я. И всё же, зачем ты так упорно демонстрировал своему сыну, что ты сумасшедший?

Марко. Что тебе сказать…

Александру. Скажи, как есть.

Марко. Понимаешь, когда меня бросила жена, а она бросила меня, когда мы ели жаркое из кролика на турбазе в горах, я впал в депрессию. Я бросил адвокатуру, чтобы не видеть её каждый день, потому что и она была адвокатом. Мой сын никогда не понимал меня. Он порвал почти все связи со мной. Он навещал меня раз в три месяца. Все сотрудники коллегии адвокатов отвернулись от меня. Я чувствовал себя совершенно одиноким. Дни напролёт я не видел ни единой души, как будто я жил не в Риме, а где-то в Сахаре или в тундре. У меня в глазах темнело от этого дикого одиночества. Но я не желал идти в дом для престарелых, куда мой сын стремился меня упрятать, чтобы избавиться от меня раз и навсегда.

Александру. И ты придумал историю про сумасшедшего?

Марко. Точно. Чтобы не страдать от одиночества. Я не нуждаюсь в уходе, но мне нужен был кто-то рядом, живая душа, и я совсем не хотел, чтобы меня заставили покинуть дом, с которым связаны самые прекрасные моменты моей жизни.

Александру. Теперь я тебя понимаю. Ты прекрасно разыграл этот спектакль!

Марко. До тебя у меня было несколько надзирателей, так я их назову. Вели они себя, как будто я и впрямь был идиотом. Они меня били, оскорбляли, унижали. Они закрывали меня в ванной и весь день играли в карты. Не давали мне есть. Не разрешали мне выйти погулять. Плевали на меня. Били меня в пах. И вот однажды я ударил одного из них бутылкой по голове. Не потому, что был невменяемым. Я очень хорошо знал, что делаю.

Александру. Наверное, ты думал, что и я такой.

Марко. Вначале, да. Но потом понял, что ошибался.

Александру. У меня есть брошенный дом в деревне, Марко. Давай поедем туда, Марко. Возьмём и моего сына. Сколько нам нужно, чтобы выкрутиться? Совсем немного. Поедем в Молдову, Марко! Поедем, Марко, прямо сейчас… Я задыхаюсь, Марко. У меня туман в глазах. Язык пересох. Я не могу дышать. Кружится голова. Чувствую, что пробил мой час. Я уехал в Италию на заработки, когда узнал, что болен, и надо было помочь семье. Но я уже ничем ей не помогу. Подумать только – обо мне писали во всех газетах Молдовы. Писала газета «Тимпул», другие газеты. Георге Быткэ писал обо мне. Какие же острые на язык эти журналисты! Однако никто мне теперь не подсобит, мечта моя не сбылась. Моя жена безработная и пьёт. Сын мой беспризорный. Все мои жертвы были напрасны. Не смогу я помочь жене и сыну. Моему мальчику, которого я не видел три года и не знаю, увижу ли когда-нибудь.

 

С этого момента Александру открывает рот и шевелит губами, как бы произнося слова, но не будет слышно ни звука.

 

Марко. Я буду заботиться о них. Я буду заботиться о них. Поверь мне, я буду заботиться о них.

 

Марко удаляется с коляской. Появляется юноша, который обращается к нему.

 

Юноша. Не сердитесь, господин, я хочу вас кое о чём спросить…

 

Марко не слышит его и идёт дальше. Юноша обращается к другому прохожему.

 

Юноша. Не сердитесь, господин, я хочу вас только спросить. Знаете, я ищу отца. Я приехал из Пармы, но там его не нашёл. Я был и в Чивидале, и в Турине, но и там его не оказалось. Я не могу его найти. Кто-то мне сказал, что его можно найти в Риме. Вот его фотография. Он уехал из Молдовы три года назад, и с тех пор никто о нём ничего не знает. Он нам не писал, не звонил. Моя мать умерла от алкоголизма. Отец в последнее время ухаживал за каким-то сумасшедшим. Не обижайтесь, может, вы случайно видели где-нибудь моего отца?

Занавес.

Перевод Мирославы Метляевой-Лукьянчиковой