Литературно-художественный альманах

Наш альманах - тоже чтиво. Его цель - объединение творческих и сомыслящих людей, готовых поделиться с читателем своими самыми сокровенными мыслями, чаяниями и убеждениями.

"Слово к читателю" Выпуск первый, 2005г.


 

Выпуск четвёртый

К 185-летию Ф.М. Достоевского

 Лавры иногда пускают корни в голову.

Станислав Ежи Лец

Светлана Ананьева

ТВОРЧЕСТВО ДОСТОЕВСКОГО И ТУРГЕНЕВА В РАКУРСЕ МОТИВА БЛУДНОГО СЫНА

(отзыв на новую книгу барнаульской исследовательницы Валентины Габдуллиной

Конец ХХ – начало ХХI века отмечены усилившимся интересом к духовному содержанию русской классики. Именно эта проблема стала предметом исследования в учебном пособии В.И. Габдуллиной «Мотив блудного сына в произведениях Ф.М. Достоевского и И.С. Тургенева» (Барнаул: Изд-во БГПУ, 2006. – 132 с. Рецензенты: В.Г. Одиноков, доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент РАО [НГУ]; Р.Н.  Семыкина, кандидат филологических наук, доцент [ГПУ]).

Учебное пособие В.И. Габдуллиной состоит из двух частей: «Мотив блудного сына в контексте биографии и творчества Ф.М. Достоевского» и «Трансформация мотива блудного сына в повествовательной структуре романов И.С. Тургенева». Выбор именно этих писателей-классиков для сопоставительного анализа с точки зрения функционирования в их произведениях архетипической модели, объясняется их пристальным интересом к проблеме героя времени, в духовном облике которого, как показано в работе, Достоевский и Тургенев воспроизвели психологический комплекс блудного сына. По мысли автора учебного пособия, «духовный мир Достоевского и Тургенева, принадлежавших к одному поколению русских людей, характеризуется напряженными поисками идеала, в процессе которых каждый из них прошел через свое “горнило сомнений”», что не могло не отразиться на интерпретации писателями нравственно-этических проблем времени, так или иначе связанных с вопросами духовного самоопределения личности.

Повторяющиеся у Достоевского из произведения в произведение ситуации и коллизии, восходящие к притче о блудном сыне, позволяют автору пособия рассматривать мотив блудного сына в творчестве Ф.М. Достоевского как сквозной: от его раннего творчества («Петербургская летопись» 1847 г.) до последнего публичного выступления с речью на открытии памятника Пушкину в Москве («Дневник писателя» 1880 г.). При этом, дефиниция «русский бездомный скиталец» явилась итогом осмысления Достоевским типа «героя-богоборца» и «правдоискателя» как блудного сына, порвавшего со своим Домом – русской «почвой».

Появление мотива блудного сына в раннем творчестве Достоевского автор связывает с двумя факторами: автобиографическим и историко-литературным, - подробно рассматривая переписку начинающего писателя с родными, в которой обнаруживается житейская ситуация с разделом наследства, проецирующаяся на известный эпизод евангельской притчи. В дальнейшем комплекс блудного сына укрепляется в сознании писателя в связи с увлечением идеями утопического социализма (в кружке Петрашевского), которое сам Достоевский оценит как отступление от христианских идеалов, возвращение к которым совершится в период «испытания каторгой».

Мотив «возвращения» и «воскресения из мертвых», настойчиво начинающий звучать в письмах Достоевского из ссылки и в его стихотворных посланиях монаршим особам, стал одним из проявлений вызревающей в сознании писателя «почвеннической» идеи, суть которой заключается в мысли о необходимости воссоединения распавшихся частей русского общества и возвращения блудного сына – русской интеллигенции к русским национальным корням - к русской «почве» - хранительнице духовных православных идеалов.

Использование «евангельского кода» при исследовании биографии и творчества Ф.М. Достоевского позволяет автору рецензируемого учебного пособия дать новые прочтения известных произведений писателя.

Во второй части выявлено притчевое начало в романе «Дворянское гнездо», прослежена сложная трансформация мотива блудного сына в романах И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» (его возникновение в историях персонажей, принадлежащих к разным поколениям, и участие в организации сюжетной структуры романа), «Отцы и дети» (в сюжетных линиях Павла Петровича Кирсанова, Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова) и «Дым» (в истории “ухода” и “возвращения” Литвинова). Три романа -  «Дворянское гнездо», «Отцы и дети» и «Дым» - рассматриваются в исследовании В.И. Габдуллиной как трилогия Тургенева о блудном сыне.

Учебное пособие В.И. Габдуллиной «Мотив блудного сына в произведениях Ф.М. Достоевского и  И.С. Тургенева» снабжено вопросами и заданиями, темами для самостоятельной работы. Предложенные темы разнообразны и многоаспектны и зачастую не повторяют основной текст пособия: «Тема русской усадьбы в романе «Отцы и дети»; «Мотив искушения в «таинственных повестях» Тургенева («Сон», «Клара Милич», «Песнь торжествующей любви»); «Библейские мотивы в «Записках из мертвого дома» и др.  В разделе «Консультации по темам» предложены «Библейские мотивы в романе Достоевского «Записки из мертвого дома»; «Мотив дома в романе Достоевского «Идиот»; «Мотив искушения в романе Достоевского «Идиот»; «Мотив блудного сына в романе Достоевского «Братья Карамазовы»; «Мотив искушения в романе Тургенева «Дым»; «Философские и религиозные мотивы и темы в цикле Тургенева «Стихотворения в прозе». Библиография включает 352 источника.

Обозначенный в учебном пособии В.И. Габдуллиной подход к изучению творчества Ф.М. Достоевского и И.С. Тургенева, несомненно, продуктивен. И думается, что в этом направлении нас ждут еще новые открытия.